http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171434/

Справочная информация:

"Правовой календарь на I квартал 2015 года"

(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

1 ЯНВАРЯ

.........

НАЛОГИ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

.........
Суммы компенсаций родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских дошкольных учреждениях освобождаются от налогообложения НДФЛ.

Федеральный закон от 04.10.2014 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

.........
НК РФ дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц".

Уплачивать налог необходимо в отношении жилых домов и жилых помещений, гаражей, машино-мест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, а также иных зданий, строений и сооружений.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется из кадастровой стоимости этого имущества. При этом органам государственной власти субъектов РФ в срок до 1 января 2020 года необходимо установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В противном случае налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества за некоторыми исключениями.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Также предусматривается применение налогового вычета - уменьшение кадастровой стоимости общей площади объекта на определенную величину (в отношении квартиры, комнаты, жилого дома, единого недвижимого комплекса). Представительным органам власти предоставляется право увеличивать размеры налоговых вычетов.

Ставки налога устанавливаются в размере 0,1%, 2% и 0,5% к кадастровой стоимости объекта. Ставка налога, применяемая к инвентаризационной стоимости объектов, корректируется на коэффициент-дефлятор, поставленный в зависимость от суммарной стоимости объектов, и может составлять от 0,1% до 2%.

Положения федерального закона предусматриваются налоговые льготы, порядок исчисления, срок и порядок уплаты налога.

Кроме того, земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, исключаются из объекта налогообложения земельным налогом.

При этом утрачивает силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

(Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"; Письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21489@; Информация ФНС России)

Изменяется механизм уплаты имущественных налогов физическими лицами. Определяются особенности налогообложения объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости.

Объекты недвижимого имущества, которые образованы в течение текущего налогового периода в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектом, входящим в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень.

При исчислении налога в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода, специальный коэффициент, который позволяет исчислить налог только за те месяцы, в течение которых объект находился в собственности, может быть применен всеми организациями.

Также устанавливаются некоторые особенности определения остаточной стоимости имущества.

В случае, если включает остаточная стоимость имущества в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

Кроме того, с 1 января 2015 года освобождение от уплаты налога на имущество организаций при применении УСН не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Также законом вводятся новые обязанности органов ЗАГС и органов опеки и попечительства.

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. Кроме того, органы опеки и попечительства должны сообщать в инспекцию о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.

С 1 января 2015 года вводится новая обязанность физических лиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги. При этом сообщение в инспекцию направлять не надо, если физическое лицо получало налоговое уведомление по указанным объектам, либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Сообщение о наличии объектов налогообложения вместе с правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами и (или) документами, подтверждающими государственную регистрацию транспортных средств, необходимо представить в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начинается с того налогового периода, в котором было предоставлено сообщение.

(Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-11/598@ "Об утверждении формы и формата представления сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также порядка заполнения формы и порядка представления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"; Письмо ФНС России от 19.06.2014 N БС-4-11/11793; Информация ФНС России "Об изменении механизма уплаты имущественных налогов физическими лицами")

Изменяется срок уплаты транспортного налога физическими лицами.

Физические лица должны уплачивать транспортный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные положения применяются, в том числе, при уплате налога за 2014 год.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", Письмо ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 "О разъяснении законодательства о налогах и сборах")

.........

СТРАХОВАНИЕ. ОСАГО

.........
Предусматривается создание единой автоматизированной информационной системы, содержащей информацию о договорах страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и договорах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховых случаях и иную информацию об осуществлении страхования.

Оператором единой автоматизированной системы является профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Порядок создания и эксплуатации единой автоматизированной системы, в том числе обеспечения доступа к содержащейся в ней информации, перечни видов информации, предоставляемой страховщиками в обязательном порядке, устанавливаются Банком России.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

.........
Определен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Объект недвижимости ставится на учет на основании заявления органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие бесхозяйность объекта недвижимости. Одновременно может быть подано заявление о государственном кадастровом учете объекта.

Решение о принятии объекта на учет принимается в срок не позднее 18 календарных дней со дня приема всех необходимых документов.

Принятие на учет осуществляется путем внесения записи в ЕГРП.

(Приказ Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей")

Определен порядок ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Книги учета документов и дела правоустанавливающих документов являются неотъемлемой частью ЕГРП и ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. Ведением книг занимается Росреестр и его территориальные органы. На основании решений Росреестра ведение может осуществляться подведомственным ему федеральным государственным бюджетным учреждением.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества и состоит из томов, в которые помещаются документы, относящиеся к одному действию по государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, сделки с ним, а также иному регистрационному действию, для совершения которого приняты документы.

Предусматриваются специальные правила для ведения дел правоустанавливающих документов для многоквартирных домов, а также для объектов, которые строятся с привлечением денежных средств по договорам долевого строительства.

Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, ведут:

- книгу учета входящих документов (КУВД);

- книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества (КУА).

Устанавливаются формы и порядок ведения данных книг и дел правоустанавливающих документов.

(Приказ Росреестра от 24.07.2014 N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")

Вводятся правила ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Одновременно вводятся:

- порядок присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества, которым не присвоен кадастровый номер, условных номеров;

- форма свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах;

- требования к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме.

В частности, предусматривается:

- структура, состав записей ЕГРП о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, содержащихся в ранее внесенных в ЕГРП записях, порядок внесения записей в ЕГРП;

- особенности внесения записей о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в ЕГРП записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременений) прав, сделок;

- состав номера государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними.

(Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765)

Определен порядок и сроки хранения разделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Предусматривается, что разделы ЕГРП, в том числе закрытые, ведение которых осуществляется (осуществлялось) на бумажных носителях, после осуществления государственной регистрации хранятся соответственно в структурном подразделении Росреестра, территориального органа Росреестра, ответственном за хранение разделов ЕГРП.

Разделы ЕГРП, ведение которых осуществляется на электронных носителях, должны храниться с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей предотвращение доступа к ним посторонних лиц, а также искажение, подделку и утрату содержащейся в них информации.

Разделы ЕГРП подлежат постоянному хранению.

(Приказ Минэкономразвития России от 13.08.2014 N 491 "Об утверждении Порядка и сроков хранения разделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним")

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Определены основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.

К страховым пенсиям относятся:

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 55 для женщин и 60 лет для мужчин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством РФ.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности также включаются социально значимые периоды жизни (служба в армии по призыву, уход за ребенком и т.д.).

Перечень международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 N 284.

По новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица. В свою очередь, индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию.

Предусматривается постепенное повышение минимально требуемого стажа с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. При этом, страховая пенсия по старости назначается при наличии минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов - 6,6 в 2015 году с последующим увеличением до 30 к 2025 году.

Размеры страховых пенсий лиц, которым до 1 января 2015 года установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в предусмотренном порядке. Указанное уточнение производится до 1 августа 2015 года.

Трудовые пенсии, назначенные в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и выплачиваемые лицам, проживающим за пределами территории РФ до 1 января 2015 года, выплачиваются в прежнем порядке.

Также предусматривается, что Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему.

Федеральные законы, принятые до 1 января 2015 года и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

(Федеральные законы от 24.07.2009 N 213-ФЗ и от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 09.04.2014 N 282, от 10.04.2014 N 284, от 14.07.2014 N 651, от 15.07.2014 N 659 и от 16.07.2014 N 665; Приказы Минтруда России от 13.08.2014 N 550н и от 03.09.2014 N 602н)

Накопительная часть трудовой пенсии выделяется в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Устанавливаются основания возникновения прав на накопительную пенсию, а также порядок ее назначения и выплаты.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Выплачивается пенсия независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания.

Накопительная пенсия выплачивается при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Размер накопительной пенсии определяется исходя из средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, а также ожидаемого периода выплаты пенсии.

До 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). После указанной даты этот период будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателя накопительной пенсии в соответствии с методикой, определяемой Правительством РФ.

Ежегодно размер накопительной пенсии корректируется исходя из суммы поступивших страховых взносов, а также результатов их инвестирования.

Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 года, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.

Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Постановлениями Правительства РФ от 30.07.2014 N 710 и N 711.

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"; Постановлениями Правительства РФ от 30.07.2014 N 710 и N 711; Приказ Минтруда России от 03.09.2014 N 602н)

Создается механизм реализации норм федеральных законов от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", а также упрощаются процедуры, связанные с подачей гражданами и страхователями различных заявлений и обращений в ПФ РФ.

Устанавливаются особенности исчисления страхового стажа, а также перерасчета ранее назначенных пенсий безработным, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, имеющим право на получение двух видов пенсий или право на доплату к пенсии с учетом доли страховой пенсии по старости. При этом гарантируется, что размер ранее получаемой пенсии в результате перерасчета уменьшен не будет.

Предусматривается, что граждане, а также страхователи могут подавать различные заявления и обращения в ПФ РФ, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет" и единый портал государственных и муниципальных услуг.

Допускается возможность назначения пенсии в беззаявительном порядке - на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Кроме того, в ПФ РФ создается информационная система "личный кабинет застрахованного лица", с помощью которого застрахованному лицу предоставляется возможность получать сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете.

Состав сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица", устанавливается Постановлением Правления ПФ РФ от 17.09.2014 N 374п.

Уточняется порядок выплаты застрахованному лицу средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты. Вводится общее условие о том, что право на эту выплату возникает, если застрахованному лицу ранее не была назначена накопительная пенсия. При этом застрахованное лицо, реализовавшее свое право на единовременную выплату, вправе вновь обратиться за ней не ранее чем через 5 лет со дня предыдущего обращения.

Предусматривается, что социальная пенсия не выплачивается гражданам при их выезде на постоянное жительство за пределы территории РФ, а также гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории РФ имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства.

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Вводится обязанность работодателя выдавать по письменному заявлению работника не позднее 3-х рабочих дней со дня подачи заявления трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), а также обязанность работника не позднее 3-х рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"; Приказ Минтруда России от 03.09.2014 N 602н; Постановление Правления ПФ РФ от 17.09.2014 N 374п "О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица")

Начинает функционировать система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Устанавливается порядок определения гарантируемых страховщиком средств застрахованного лица, которому еще не установлена выплата за счет средств пенсионных накоплений.

Предусматривается перечень гарантийных случаев, порядок и условия выплаты гарантийного возмещения, а также обязанности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и ПФ РФ для осуществления гарантийного восполнения.

Кроме того определены:

- права и обязанности страховщиков в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

- полномочия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов";

- основы взаимодействия госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов", Банка России и ПФ РФ;

- порядок постановки страховщиков на учет и их снятия с учета в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

- порядок получения госкорпорацией "Агентство по страхованию вкладов" отчетности, информации и документов страховщиков, а также порядок участия в их проверках;

- особенности контроля за функционированием системы гарантирования прав застрахованных лиц;

- правовые основы функционирования фонда гарантирования пенсионных накоплений, его размер и источники его формирования;

- порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;

- порядок направления расходования средств фонда гарантирования пенсионных накоплений и обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц;

- особенности постановки на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц НПФ, имеющих лицензию на 1 января 2014 года.

(Федеральные законы от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Выбрать страховщика или инвестиционный портфель управляющей компании с целью инвестирования средств пенсионных накоплений теперь можно один раз в 5 лет. При этом сохраняется возможность досрочного перехода.

С указанной целью вводятся понятия "заявление застрахованного лица о переходе", "заявление застрахованного лица о досрочном переходе", "уведомление о замене".

Предусматривается, что при недостаточности резерва по обязательному пенсионному страхованию и собственных средств для гарантийного восполнения и (или) при наличии иных оснований Банк России не позднее следующего рабочего дня со дня получения информации об указанных обстоятельствах назначает временную администрацию негосударственного пенсионного фонда (НПФ).

Закрепляется право застрахованных лиц на получение от ПФ РФ и НПФ информации о наступлении гарантийного случая, которые, в свою очередь, обязаны уведомлять застрахованных лиц о наступлении гарантийного случая (гарантийных случаев) в отношении их пенсионных накоплений, в течение отчетного и (или) текущего календарного года, а также об осуществленном в течение указанного периода гарантийном восполнении.

Пенсионные накопления формируются, в том числе, за счет средств гарантийного возмещения.

Уточняются обязанности НПФ. В частности, предусматривается, что НПФ обязан:

- уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений;

- представлять в ПФ РФ определенный перечень информации по форме, установленной уполномоченным федеральным органом;

- передавать в течение 3-х рабочих дней в определенном порядке в ПФ РФ все принятые заявления застрахованных лиц о переходе, заявления застрахованных лиц о досрочном переходе и уведомления о замене в ПФ РФ и из одного НПФ в другой.

Кроме того, предусматривается:

- определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц по истечении каждых 5 лет с года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с НПФ;

- определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе застрахованного лица из одного НПФ в другой, из ПФ РФ в НПФ или из НПФ в ПФ РФ;

- определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на пенсионном счете накопительной пенсии (в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица) по состоянию на дату назначения накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты;

- порядок подачи застрахованным лицом уведомления о замене и порядок его рассмотрения ПФ РФ.

Средства пенсионных накоплений, полученные НПФ от управляющих компаний, должны быть переданы НПФ, с которым заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором они были получены НПФ от управляющих компаний.

Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений должен содержать индикатор финансового рынка, применяемый для определения эффективности управления пенсионными накоплениями, который утверждается в соответствии с методикой, определенной Банком России.

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

.........

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Определены правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ.

Устанавливаются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг.

Система социального обслуживания включает в себя:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

- орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;

- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания;

- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

Устанавливаются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, срочные социальные услуги.

Предусматривается создание реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг. Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.

Определены категории граждан, которым предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно, а также устанавливается порядок определения размера платы за предоставление социальных услуг.

Предусматривается, что утвержденный органом государственной власти субъекта РФ перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте РФ по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до 1 января 2015 года порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Утрачивают силу Федеральные законы от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 23.06.2014 N 581 и от 18.10.2014 N 1075; Приказы Минтруда России от 28.03.2014 N 159н, от 17.04.2014 N 258н, от 25.07.2014 N 484н, от 25.07.2014 N 485н, от 30.07.2014 N 500н, от 30.07.2014 N 505н, от 13.08.2014 N 552н и от 18.09.2014 N 651н; Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 12-5/10/В-547)

Создается система независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

Для функционирования системы независимой оценки качества оказания услуг уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с участием общественных организаций, общественных объединений (их ассоциаций, союзов) и профессиональных сообществ (их представителей) либо формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг, предоставляемых соответствующими организациями, либо возлагают такие функции на существующие при этих органах общественные советы. Кроме того, указанными органами на конкурсной основе осуществляется отбор оператора, задачей которого является сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 1 раз в 3 года.

Информация о результатах оценки размещается на официальных сайтах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет". Кроме того, указанными органами обеспечивается техническая возможность выражения мнений получателями услуг об их качестве.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования")

С 1 января 2015 года универсальная электронная карта (УЭК) выдается на бесплатной основе гражданам, не подавшим до 1 января 2015 года заявлений о выдаче им УЭК и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения УЭК в установленном порядке.

В данном случае выпуск УЭК осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов РФ.

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг")

ЖКХ

С целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов с 1 января 2015 года начинают применяться поэтапно повышаемые коэффициенты платы за коммунальные услуги.

Так, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению определяются с учетом повышающих коэффициентов, составляющих от 1,1 с 1 января 2015 года до 1,6 с 1 января 2017 года.

Указанные повышающие коэффициенты применяются в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета и (или) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета при наличии технической возможности их установки.

(Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")

Правительством РФ вводятся индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2015 год.

Индексы на 2015 год установлены дифференцированно на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря. При этом в первом периоде предусмотрено нулевое значение индекса.

Также обновляются предельно допустимые отклонения от величины таких индексов по отдельным муниципальным образованиям на период с 2015 до 2018 гг.

Утрачивает силу Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 718-р в части, касающейся предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утвержденных на 2015 - 2018 годы.

(Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 718-р)

МЕДИЦИНА

Закрепляется право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы в установленном порядке.

Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

(Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")

Вступает в силу порядок укомплектования набора для оказания первой медицинской помощи сотрудниками федеральных органов исполнительной власти, ведомственной охраны и народных дружинников.

(Приказ Минздрава России от 27.06.2014 N 333н "Об утверждении Требований к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи сотрудниками федеральных органов исполнительной власти, ведомственной охраны и народными дружинниками, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность оказывать первую помощь")

.........

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ. ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ. НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

.........
Вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Определено, что с 1 января 2015 года:

- организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальные органы Роспотребнадзора, а также структурные подразделения территориальных органов МЧС России, в случае отсутствия у абонентов, категории которых определены Правительством РФ, локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов.

- нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимиты на сбросы для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются с учетом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в отношении объектов абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам;

- абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения);

- при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду;

- если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде (в этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде).

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Письмо Минприроды России от 27.03.2014 N 09-44/6237, Письмо Росприроднадзора от 15.04.2014 N ВК-06-01-36/5545)

.........
Уточняется порядок осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля.

Государственный мониторинг земель теперь подразделяется на:

- мониторинг использования земель, в рамках которого осуществляется наблюдение за соответствием фактического использования участка его целевому назначению;

- мониторинг состояния земель, в рамках которого производится наблюдение за изменением качественных и качественных характеристик земель.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

Определены права должностных лиц органов государственного земельного надзора при осуществлении государственного земельного надзора.

Предусматривается возможность административного обследования объекта земельных отношений, под которым понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

.........

ТРАНСПОРТ

.........
Уточняются требования к эксплуатации шин колесных транспортных средств.

В частности, предусматривается, что запрещается эксплуатация шин в случае, если остаточная глубина рисунка протектора (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

- для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;

- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;

- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;

- для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинками внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

При этом обозначение категории транспортного средства устанавливается в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Также уточняются требования к шинам, предусмотренные указанным Техническим регламентом.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 588 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

.........

РЕКЛАМА

С 1 января 2015 года запрещается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих устройств.

При этом не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории РФ с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством РФ о средствах массовой информации.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 270-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе"; Письмо ФАС России от 01.10.2014 N АК/39552/14)

ТОРГОВЛЯ

С 1 января 2015 года деятельность сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков должна осуществляться исключительно с использованием капитальных зданий, строений, сооружений. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Кроме того, предусматривается, что оборудование и застройка рынков осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

(Федеральный закон от 17.07.2009 N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации")

.........

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

С 1 января 2015 года управляющая организация многоквартирного дома может открыть специальный счет, на котором формируется фонд капитального ремонта многоквартирного дома.

Кроме того, вводится административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление указанной деятельности без лицензии, нарушение лицензионной комиссией законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

ИЗМЕНЕНИЯ В КОАП РФ

В КоАП РФ вводятся составы административных правонарушений в сфере трудового законодательства.

В частности, предусматривается административная ответственность за:

- фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);

- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

- нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;

- нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение;

- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний;

- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда;

- невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, устанавливается, что:

- деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда подлежит приостановлению в случае привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

- сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Минтруда России в случае назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу.

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"; Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599 и от 03.07.2014 N 614)

.........
Вводится административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление указанной деятельности без лицензии, нарушение лицензионной комиссией законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В частности, устанавливаются следующие составы административных правонарушений:

- нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

- невыполнение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами;

- осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна;

- осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований;

- невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований;

- необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

ИЗМЕНЕНИЯ В УПК РФ. СУДОПРОИЗВОДСТВО

.........
Создается правовой механизм реализации права граждан на судопроизводство в разумный срок.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 273-ФЗ принят во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2013 N 14-П, в котором законодателю было предписано уточнить порядок и условия подачи потерпевшими заявлений о присуждении компенсации за неразумные сроки расследования.

Устанавливается, что заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня приостановления расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при выполнении следующих условий:

- продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления о преступлении до дня приостановления расследования превысила 4 года;

- имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем и т.д. мер, необходимых для своевременного возбуждения дела, осуществления расследования и установления указанного лица.

С указанным заявлением может обратиться как потерпевший, так и иное заинтересованное лицо, которому причинен вред деянием, запрещенным уголовным законом.

Также устанавливаются критерии разумного срока досудебного производства (сложность дела, поведение участников процесса и т.д.).

Предусматривается, что выплата таких компенсаций производится за счет средств федерального бюджета.

Положения, касающиеся присуждения компенсации, распространяются на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 273-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

.........

МАРКИРОВКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

С 1 января 2015 года допускается оборот алкогольной продукции, маркированной только марками "нового образца".

Требования к образцам федеральных специальных марок "нового образца" устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 704.

Соответственно утрачивают силу Требования к образцам федеральных специальных марок и Форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785.

(Постановление Правительства РФ от 27.03.2014 N 236 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой алкогольной продукции")

.........

МИГРАЦИЯ

В загранпаспорт гражданина РФ, содержащий электронный носитель информации, теперь вносятся дополнительные биометрические персональные данные его владельца (изображение папиллярных узоров пальцев его рук).

Сканирование папиллярных узоров указательных пальцев рук осуществляется у граждан РФ, достигших возраста 12 лет.

В случае невозможности сканирования папиллярных узоров указательных пальцев рук гражданина РФ проводится сканирование папиллярных узоров других пальцев рук указанного лица.

Данные, полученные в результате сканирования, сохраняются только на электронном носителе информации, содержащемся в паспорте, и после его выдачи гражданину РФ удаляются из информационных систем федерального органа исполнительной власти, дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта.

Федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта, ведут учет выданных паспортов и направляют сведения о выданных паспортах в ФМС России, для их общефедерального учета. Порядок ведения такого общефедерального учета и перечень сведений, фиксируемых при ведении данного учета, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 08.07.2014 N 631.

До 1 января 2016 года положения, касающиеся сканирования папиллярных узоров пальцев рук гражданина РФ, применяются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ по мере оснащения их соответствующими программно-техническими средствами.

(Федеральный закон от 21.12.2013 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 94 и от 08.07.2014 N 631)

Иностранные граждане при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента теперь обязаны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

Подтвердить соответствие указанным требованиями можно одним из следующих документов:

- сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ;

- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;

- документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории России с 1 сентября 1991 года.

От подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство освобождаются:

- недееспособные иностранные граждане или иностранные граждане, ограниченные в дееспособности;

- иностранные граждане, не достигшие возраста 18 лет;

- иностранные граждане - мужчины, достигшие возраста 65 лет;

- иностранные граждане - женщины, достигшие возраста 60 лет;

- иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в РФ;

- иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты и члены их семей, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство, указанного в пункте 27 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

От подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на работу освобождаются иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в порядке, установленном статьей 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а также иностранные граждане, обучающиеся в РФ по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам и осуществляющие трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

Разрешение на работу, ранее выданное иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, требующем получения визы, аннулируется в случае непредставления им в территориальный орган ФМС России в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения на работу документа, подтверждающего владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ в определенных случаях.

Иностранные граждане, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до 1 января 2015 года, представляют документ, подтверждающий владение данными иностранными гражданами русским языком, знание ими истории России и основ законодательства РФ, при подаче заявления о продлении срока действия ранее выданного вида на жительство или разрешения на работу.

(Федеральный закон от 20.04.2014 N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации")

.........

8 ЯНВАРЯ

Определен порядок технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и требования к организациям, его осуществляющим.

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования проводится в целях:

- определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей;

- поиска и определения неисправностей указанного оборудования;

- определения возможности дальнейшего использования внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.

Проведение работ по техническому диагностированию осуществляется специализированной организацией с привлечением при необходимости других организаций, имеющих в своем составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованных в установленном порядке.

По результатам диагностирования оформляется заключение с рекомендациями по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования.

(Приказ Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 "Об утверждении "Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования")

.........

1 МАРТА

.........
Уточняются принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Поправки касаются случаев предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов, для которых размер арендной платы определяется в процентах от кадастровой стоимости, а также случаев определения размера арендной платы на торгах и на основании рыночной стоимости земельного участка.

(Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582")

С 1 марта 2015 года требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Кроме того предусматривается, что при осуществлении государственной регистрации права собственности объектов индивидуального жилищного строительства запрашивается разрешение на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства.

Речь идет об объектах индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, либо на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Ранее правоустанавливающий документ на земельный участок являлся единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

(Федеральный закон от 17.07.2009 N 174-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 04.06.2014 N 05-0687-ВГ; Письма Минэкономразвития России от 06.05.2014 N ОГ-Д23-3272 и от 14.05.2014 N Д23и-1644)

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае выдачи ими разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию теперь обязаны в порядке информационного взаимодействия направлять соответствующие документы в Росреестр для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

В свою очередь, Росреестр при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта в установленные сроки.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости")

.........

2 МАРТА

В ЗК РФ и в ряд законодательных актов вносятся изменения, касающиеся вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки.

В частности:

- устанавливаются особенности изготовления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

- определяются особенности приобретения и предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно;

- предусматривается возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;

- уточняются правовые нормы, определяющие понятие "земельный участок", устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

Отдельно регулируются отношения в области:

- установления сервитутов;

- перераспределения земель;

- передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ;

- порядка обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности;

- использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Предусматривается порядок отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

(Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Предусматриваются особенности заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления такого земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, жилья экономического класса или для освоения территории в указанных целях.

Речь идет о договорах аренды с:

- лицами, заключившими договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

- некоммерческими организациями, созданными субъектом РФ или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования.

Указанные договоры аренды заключаются:

- на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор;

- на срок, определенный законом субъекта РФ, в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом РФ или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования.

Размер арендной платы за указанный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.

Указанные договоры аренды заключаются без проведения торгов.

(Федеральные законы от 21.07.2014 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" и от 21.07.2014 N 224-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Истекает срок, в течение которого федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды должны разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) информацию о порядке взаимодействия ГИС ЖКХ с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, порядок взаимодействия иных информационных систем с ГИС ЖКХ, а также единые форматы для информационного взаимодействия иных информационных систем с ГИС ЖКХ.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства")

.........

16 МАРТА

Расширяется перечень требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств.

Определяются соответствующие требования для осуществления переводов с применением банкоматов и платежных терминалов, с использованием систем Интернет-банкинга, мобильного банкинга, а также требования к использованию платежных карт, оснащенных микропроцессором.

В состав таких требований включается, в частности:

- защита от негативного внешнего воздействия из сети "Интернет";

- обеспечение идентификации, аутентификации и авторизации клиента при осуществлении переводов денежных средств с использованием систем Интернет-банкинга, определение параметров проводимых операций;

- обеспечение клиентов - юридических лиц программными средствами контроля целостности предоставленного программного обеспечения;

- предоставление клиентам программного обеспечения для предотвращения несанкционированного доступа к информации, хранимой на мобильном устройстве, и пр.

Также определяются факторы, которые должны учитываться при реализации требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, в том числе с учетом особенностей конструкции и места установки терминальных устройств дистанционного банковского обслуживания.

(Указание Банка России от 14.08.2014 N 3361-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 9 июня 2012 года N 382-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств")

.........

30 МАРТА

.........
Истекает срок приведения операторами связи в соответствие с установленными требованиями используемого, а также вводимого в эксплуатацию в сетях передачи данных оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(Приказ Минкомсвязи России от 16.04.2014 N 83)

31 МАРТА

Истекает срок, в течение которого размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, рассчитывается страховщиком в порядке, предусмотренном правилами главы 59 ГК РФ.

Кроме того, предусматривается, что до 1 апреля 2015 года размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

- 135 тыс. рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);

- не более 25 тыс. рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы.

Также до указанного срока компенсационные выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, устанавливаются в размере не более чем 160 тыс. рублей с учетом возмещения расходов на погребение (25 тыс. рублей).

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

.........
Истекает срок, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем 16, в случае непосредственного управления таким домом обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления.

В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

.........
.........