Ю.А.ПАНКРАТОВ, глава Солнечногорского муниципального района
Наименование Программы: муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей»
Муниципальный заказчик-координатор программы: жилищный отдел комитета по строительству администрации Солнечногорского муниципального района Московской области. Разработчик программы: жилищный отдел комитета по строительству администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.
Исполнители программы: администрация Солнечногорского муниципального района Московской области:
- жилищный отдел комитета по строительству;
Цель программы: обеспечение доступности жилья для молодых семей Солнечногорского муниципального района Московской области.
Сроки и этапы реализации Программы: Срок реализации Программы: 2006-2012 годы.
Источники и объемы финансирования программы: общий объем финансирования по программе составляет: 211 100 000 рублей. Объем финансирования, предназначенный для улучшения жилищных условий молодых семей, по источникам финансирования распределяется следующим образом:
В качестве бюджетной поддержки: Всего: 119 500 000 рублей
Средства федерального бюджета: 60 500 000 руб.
Средства областного бюджета: 29 500 000 руб.
Средства
районного бюджета: 29 500 000 руб.
собственные средства участников программы не менее 122 000 000
рублей
Основные задачи программы: создание правовых, экономических и
организационных условий для обеспечения возможности приобретения жилья
молодыми семьями;
инициирование финансово-кредитных механизмов, поиск источников
средств для выделения средств молодым семьям на приобретение жилья;
поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по
улучшению своих жилищных условий с привлечением собственных денежных
средств.
- улучшение жилищных условий молодых семей Солнечногорского
муниципального района Московской области
Участники программы: молодые семьи, прошедшие порядок отбора в соответствии с действующим законодательством
Контроль за реализацией программы: контроль за реализацией программы осуществляет глава Солнечногорского муниципального района Московской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности: реализация программы должна обеспечить достижение в 2012 г. следующих показателей:
улучшение жилищных условий молодых семей Солнечногорского
муниципального района Московской области (отдельная квартира на
семью);
увеличение объемов жилищного строительства жилья к 2012 году;
снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение
жилищных
условий в форме получения социального жилья до 2-4 лет;
безопасность и
комфортность проживания в жилых помещениях, создание условий для
улучшения демографической ситуации в районе, в том числе увеличение
рождаемости, снижение социальной напряженности в обществе; развитие и
закрепление семейных отношений в молодежной среде;
повышение уровня жизни молодых семей; активизация рынков
жилья,
жилищного строительства, производства строительных материалов и смежных
с ними областей экономики и предпринимательства в Солнечногорском
муниципальном районе Московской области, что положительно повлияет на
привлечение инвестиций в строительную индустрию района и развитие
экономики города и района в целом;
укрепление института семьи;
привлечение внебюджетных средств в государственные
социально-экономические Программы.
Введение
Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006 - 2012 годы (далее - Программа) разработана Жилищным отделом Комитета по строительству администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания молодым семьям включены в число приоритетных задач, стоящих перед администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области. Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Невозможность обеспечения бесплатным жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствие у большинства молодых семей необходимых средств для его приобретения на рынке жилья способствовали принятию решения администрации Солнечногорского муниципального района Московской области об участии в долгосрочной целевой программе Московской области «Жилище». Сегодня необходимо сделать акцент на решении жилищных проблем молодых семей, располагающих определенным стабильным доходом.
Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи в Солнечногорском муниципальном районе Московской области. Программа ориентирована на удовлетворение потребностей молодых семей, прежде всего за счет собственных средств с помощью создания и деятельности специального организационно-финансового инструмента, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации. Программа также содержит организационный механизм оказания государственной поддержки молодым семьям в строительстве жилья.
На основе изучения жилищной проблемы молодежи, платежеспособности молодых граждан, в зависимости от возраста, предложены организационный и финансово-кредитный механизмы оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья. Организационный механизм оказания государственной поддержки программы предполагает предоставление молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту постоянного своего жительства:
1) социальных выплат на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
2) социальных выплат на приобретение жилого помещения молодой семьей, которая является членом жилищного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Финансовый механизм оказания государственной поддержки молодым семьям в строительстве жилья определяется положениями федерального и регионального законодательства, а также решениями представительного органа администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.
Эффективность программы, по мнению ее разработчиков, не должна оцениваться только по самому факту приобретения квартир молодыми семьями. Особую важность при оценке эффективности имеет комплексность решения задачи. Важно не только предоставить социальные выплаты молодым семьям для приобретения жилого помещения, но сформировать наиболее благоприятные из возможных условия для повышения трудовой и экономической активности молодежи, стимулирования рождаемости, а также научить молодых людей самостоятельно, под свою ответственность решать свои проблемы с использованием правомерных механизмов самоуправления.
Право на участие в программе имеют следующие молодые семьи:
возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье
на день
принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на
получение
социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий в
поселениях по месту постоянного жительства; постоянно проживающие на
территории Солнечногорского муниципального района Московской области;
имеющие доходы либо иные денежные средства, либо имущество,
достаточное для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части,
превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении
молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение
жилья или строительство индивидуального жилого дома- кредитный договор
(договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности
по выплате
процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) в порядке
и по условиям, установленным органом государственной власти Московской
области.
Решение о включении молодой семьи в число участников программы принимает глава Солнечногорского муниципального района Московской области с учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению вопросов о включении граждан в список молодых семей, изъявивших желание участвовать в программе при администрации Солнечногорского муниципального района Московской области. Решение оформляется постановлением главы Солнечногорского муниципального района Московской области.
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Данные предварительного обследования, проведенного Жилищным отделом комитета по строительству администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, показывают, что в Солнечногорском муниципальном районе Московской области имеется достаточно большое количество молодых семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, и желают приобрести собственное жилье. Однако рост накоплений семьи не соответствует росту рыночных цен на его приобретение.
Необходимость принятия данной программы администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области состоит в следующем:
Отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований
федерального, регионального и муниципального уровней, направляемых на
строительство в жилищной сфере.
Недостаточная степень задействования
механизмов ипотечного финансирования жилищного строительства в
Солнечногорском муниципальном районе Московской области.
Недостаточная
ориентированность мероприятий инвесторов Солнечногорского
муниципального района Московской области на увеличение объемов и темпов
жилищного строительства.
Невозможность обеспечения бесплатным жильем
всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствие у большинства
молодых семей, необходимых средств для его приобретения на рынке жилья.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки (социальной выплаты) в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Основными задачами программы являются:
обеспечение
предоставления
молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение
жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальные
выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных
средств, финансовых средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения
жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных
условий в
соответствии с законодательством Российской Федерации; возможность для
молодых семей реализовать свое право на получение социальных выплат за
счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области и
местного бюджета при улучшении жилищных условий в рамках программы
только один раз.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение целей и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление правительства Российской Федерации от 11.08.2007г. №510, Постановление правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №979 «О внесении изменений в акты правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей», Постановление правительства Российской Федерации от 10.04.2008г. №257, Постановление правительства Московской области от 27.03.2009г. № 241/12 «О долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы», Постановление правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Постановление правительства Московской области от 5.04.2007г. №238/12 «Об утверждении порядка формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Программные мероприятия
Мероприятия программы предусматривают создание системы социальной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем за счет собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Организационные мероприятия Солнечногорского муниципального района предусматривают:
- признание молодых семей нуждающимися в
улучшении жилищных
условий в городских и сельских поселениях по месту постоянного
жительства молодых семей в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
- формирование списков молодых семей для участия в
программе;
- определение ежегодно объема средств, выделяемых из
местного бюджета на реализацию мероприятий программы;
- выдача молодым семьям в установленном порядке
свидетельств на
приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на
эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет
средств бюджета Московской области и федерального бюджета.
Ресурсное обеспечение программы
Основными источниками финансирования программы являются:
средства федерального бюджета - 60 500 000 рублей;
средства бюджета Московской области и местного бюджета - 59
000 000
рублей;
собственные средства участников программы -122 000 000 рублей;
средства банков и других организаций, предоставляющих молодым
семьям
ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или
строительство индивидуального жилья.
Объем финансовых средств на приобретение жилья молодыми семьями составит 40 (35) процентов средств будет предоставляться в виде социальных выплат, а оставшаяся часть - в виде ипотечных жилищных кредитов или займов -либо будет частично обеспечена собственными средствами молодых семей.
Исполнители и механизм реализации программы
Исполнителями программы являются:
Жилищный отдел комитета по строительству администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.
Общая координация хода выполнения программы осуществляется администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области.
Механизм реализации программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Социальная выплата может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного (строительного) кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Солнечногорскому муниципальному району. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Солнечногорскому муниципальному району Московской области для расчета размера социальной выплаты считать равным среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья по Московской области, определяемой уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1
молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо
молодых
супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя
и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера
социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья
по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с
требованиями Программы;
РЖ- размер общей площади жилого помещения, определяемый в
соответствии с требованиями Программы.
Размер социальной выплаты составляет не менее:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой
в
соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не
имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой
в
соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих
1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1
молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена социальная выплата.
Молодым семьям предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Московской области или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации программы - не более 9 месяцев.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сдает свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в программе на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
Оценка социально-экономической эффективности программы
В результате реализации данного приоритетного проекта должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем молодых семей и достигнуты заданные результаты по улучшению жилищных условий граждан. Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в
том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при
оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджета
Московской области и местного бюджета;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с
использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании
содействия за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской
области и местного бюджета, в общем количестве молодых семей,
нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств,
выданных молодым семьям;
успешное выполнение мероприятий программы
позволит обеспечить жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, а также позволит обеспечить: привлечение в жилищную
сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств
граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций
в обществе; укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной
напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного
кредитования.