http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118483/

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. N АКПИ14-926

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635,

установил:

приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635 утвержден Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации (далее - Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный номер 30386, опубликован в "Российской газете" 22 ноября 2013 г.

Согласно абзацу второму пункта 3.1.5 Порядка пользователь вправе заказывать единовременно в течение рабочего дня и получать не позднее чем через 2 рабочих дня со дня оформления заказа до 20 дел общим объемом не более 1500 листов из архивных фондов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций или не более 500 листов из архивных фондов личного происхождения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N АКПИ14-176 абзац второй пункта 3.1.5 признан недействующим в части, ограничивающей права пользователей заказывать и получать архивное дело объемом более 1500 листов из архивных фондов.

Гражданин Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка в части, ограничивающей права пользователей заказывать и получать архивное дело объемом более 500 листов из архивных фондов личного происхождения.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1, пункту 2 части 1.1 статьи 24 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ограничивают права пользователей на доступ к архивным документам.

В суде заявитель Г. поддержал заявленные требования и пояснил, что на хранении в федеральных государственных архивах имеются дела из фондов личного происхождения, объем которых превышает 500 листов. Следуя пункту 3.1.5 Порядка, архивы обязаны отказать в выдаче пользователю в читальный зал даже одного дела, объем которого превышает 500 листов.

Представители Министерства культуры Российской Федерации Р., Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав пользователей.

Выслушав объяснения Г., представителей Минкультуры России Р., Минюста России С.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Регулируя отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" в части 5 статьи 26 предусматривает, что порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 утверждено Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, согласно которому Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, кинематографии, архивного дела (пункт 1).

Порядок регламентирует организацию работы пользователей с документами Архивного фонда Российской Федерации, другими архивными документами, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, и справочно-поисковыми средствами к ним в читальных залах государственных и муниципальных архивов.

В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минкультуры России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 7).

Пунктом 3.1.5 Порядка установлена норма, определяющая порядок выдачи дел, согласно которому пользователь архивными документами единовременно может заказать до 20 дел общим объемом не более 500 листов из архивных фондов личного происхождения.

ГОСТ Р7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст, определяет дело как совокупность документов или документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности, помещенные в одну обложку.

Из представленных заявителем данных следует, что в архивах имеются на хранении дела, объемы которых превышают 500 листов из архивных фондов личного происхождения.

Оспариваемые положения нормативного правового акта вызывают неоднозначное толкование, поскольку из буквального содержания абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка следует, что пользователь не сможет заказать и единовременно получить для ознакомления архивное дело объемом более 500 листов из архивных фондов личного происхождения. Это ограничивает право пользователя на доступ к открытым документам архивов и противоречит статье 24 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", предусматривающей, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов.

Ранее действовавшим приказом Федеральной архивной службы России от 6 июля 1998 г. N 51 были утверждены Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, которые предусматривали выдачу единовременно для пользования 5 описей, 10 - 20 дел или 10 - 20 единиц хранения кинодокументов, фонодокументов временем звучания не более 3 часов (пункт 4.4). Получение пользователем архивных дел в зависимости от их количества листов данный нормативный правовой акт не устанавливал.

Ссылки Минкультуры России на целесообразность установления ограничения выдачи архивных фондов личного происхождения объемом не более 500 листов в отношении фондов личного происхождения исходя из возможностей обслуживания пользователей в читальных залах сотрудниками архивов, площадей читальных залов, ценностью и уникальностью выдаваемых документов, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не основаны на законодательстве об архивном деле.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил судам, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

При обращении в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании нормативного правового акта заявитель уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается платежным поручением от 4 июля 2014 г. N <...>. В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Г. удовлетворить:

признать частично недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац второй пункта 3.1.5 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635, в части, ограничивающей права пользователей заказывать и получать архивное дело объемом не более 500 листов из архивных фондов личного происхождения.

Взыскать с Министерства культуры Российской Федерации в пользу Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ