http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161821/

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. N АКПИ13-1200

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. о признании частично недействующими пунктов 1 - 4 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление опубликовано 5 августа 1996 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 10 августа 1996 г. в "Российской газете".

Согласно пункту 1 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.

Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).

У. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 1 - 4 Правил по тем основаниям, что оспариваемые нормативные положения противоречат статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и нарушают ее права как инвалида на получение земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что пункт 1 Правил ставит получение инвалидом земельного участка в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и постановки его на учет, что не соответствует части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ; пункт 2 Правил в части, устанавливающей в качестве одного из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречит статье 50 ЖК РФ, согласно которой норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления; пункты 3, 4 Правил устанавливают требование о предоставлении документов, не предусмотренных ЖК РФ, чем затрудняют постановку на учет.

В судебное заседание У. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 21 декабря 2013 г. N СП-П9-9215).

Представители заинтересованного лица Н. и Р. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения соответствуют требованиям Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть первая); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть четырнадцатая).

Предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ( пункт 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ).

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 5).

Правила разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными частью одиннадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления), устанавливают порядок предоставления льгот инвалидам по обеспечению жилой площадью.

В связи с этим довод заявителя об отсутствии полномочий у Правительства Российской Федерации на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта является несостоятельным.

Пункт 1 Правил, связывающий право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с реализацией жилищных прав инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства.

В пункте 2 Правил критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий не установлены Правительством Российской Федерации вновь, а лишь приведены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренные статьей 29 ЖК РСФСР.

Абзацем вторым пункта 2 Правил установлено, что одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Не соответствует федеральному законодательству абзац второй пункта 2 Правил в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи, поскольку в соответствии с частями 5, 6 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ.

Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что пункт 2 Правил противоречит части 2 статьи 49 ЖК РФ, предусматривающей порядок предоставления жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением.

Пункт 3 Правил, предусматривающий осуществление учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом по месту жительства или работы, соответствует части 3 статьи 52 ЖК РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений этих граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, а в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Установленный пунктом 4 Правил перечень документов, прилагаемых к заявлению для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, подтверждающих право таких граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не противоречит положениям части 4 статьи 52 ЖК РФ, согласно которой с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Требование предоставить копию индивидуальной программы реабилитации инвалида, на необоснованность которого указывает заявитель, обусловлено необходимостью выполнения положений части пятой и восьмой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ о предоставлении инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств и об оборудовании жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно частям 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление У. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.А.ЕМЫШЕВА