Перечень «Сенеж» 18 июля 2014 года, № 55 (12408)

ОБЩЕДОМОВЫЕ ПРИБОРЫ УЧЕТА: ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

4 июня в Доме правительства Московской области состоялось совещание по вопросу оснащенности приборами учета жилого фонда под руководством первого заместителя министра энергетики МО Андрея Лукашова

Андрей Лукашов дал низкую оценку муниципальным образованиям по организации работ по оснащенности приборами учета объектов жилого фонда Московской области. На сегодняшний день средний уровень оснащенности общедомовыми (коллективными) приборами учета многоквартирных домов составляет: 54 процента для учета электроэнергии, 29 процентов – отопления, 32 и 33 процента – холодного и горячего водоснабжения соответственно. Только в девяти муниципальных образованиях этот уровень составляет более 75 процентов. Солнечногорский район находится в группе отстающих.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок установки приборов для учета расходов энергоресурсов являются федеральный закон № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и приказ минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Согласно этим документам, до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии. В случае, если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям, срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г. Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт.

КТО ДОЛЖЕН ОПЛАЧИВАТЬ УСТАНОВКУ ПРИБОРОВ УЧЕТА?

Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.

В случае, если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛИ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕ СОБЛЮДЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УСТАНОВКЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ?

Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

- За несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям, штраф на должностных лиц составит от 20 до 30 тыс. рублей, на юрлиц - от 100 до 150 тыс. рублей.

За необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф составит: на должностных лиц -от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей.

Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, влечет за собой штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. рублей, на юрлица от 20 до 30 тыс. рублей.

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИБОРОВ УЧЕТА?

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).

КТО ИМЕЕТ ПРАВО УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИБОРЫ УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ?

Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов

учета должна быть прописана в уставных документах организации. Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

А ЕСЛИ БЕЗ ПРИБОРОВ?

С 1 января 2015 года вырастут нормативы потребления для жителей в домах без счетчиков.

Повышение составит 10% с 1 января 2015 года и будет увеличиваться каждые полгода - до 50% к 31 декабря 2016 года.

С целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов с 1 января 2015 года будут применяться поэтапно повышаемые коэффициенты платы за коммунальные услуги (постановление правительства РФ от 16.04.2013 №344 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 1 января по 30 июня 2015 года - 1,1;

с 1 июля по 31 декабря 2015  года - 1,2;

с 1 января по 30 июня 2016  года - 1,4;

с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5;

с 2017 года - 1,6.

При этом к обязанности исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, отнесено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Пресс-служба администрации
Солнечногорского
муниципального района

Перечень Наверх