Опубликовано 13 июня 2013 г.
http://rg.ru/printable/2013/06/13/trud-dok.html
|
Зарегистрировано
в Минюсте России 27 мая 2013 г. N 28534 |
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утверждены
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 апреля 2013 г. N 148н
I. Общие положения
1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее - Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.
1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
II.
Описание уровней квалификации
Уровень |
Показатели уровней квалификации | Основные пути достижения уровня квалификации |
||
Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | ||
1 уровень |
Деятельность под руководством Индивидуальная ответственность | выполнение стандартных заданий (обычно физический
труд) |
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний |
краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт |
2 уровень |
Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий Индивидуальная ответственность | Выполнение стандартных заданий Выбор способа действия по инструкции Корректировка действий с учетом условий их выполнения |
Применение специальных знаний |
Основные программы профессионального обучения
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев) Практический опыт |
3 уровень |
Деятельность под руководством с проявлением
самостоятельности
при решении типовых практических задач Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи Индивидуальная ответственность |
Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта Корректировка действий с учетом условий их выполнения |
Понимание технологических или методических основ решения
типовых практических задач Применение специальных знаний |
Основные программы профессионального обучения —
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года) Практический опыт |
4 уровень |
Деятельность под руководством с проявлением
самостоятельности
при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее
изменений Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников |
Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности |
Понимание научно-технических или методических
основ решения практических задач Применение специальных знаний Самостоятельная работа с информацией |
Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Практический опыт |
5 уровень |
Самостоятельная деятельность по решению практических
задач,
требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения |
Решение различных типов практических задач с
элементами проектирования Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности |
Применение профессиональных знаний технологического
или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач |
Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Практический опыт |
6 уровень |
Самостоятельная деятельность, предполагающая
определение
задач
собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений
профессиональной деятельности, технологических или методических решений
|
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
Образовательные программы
высшего образования — программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт |
7 уровень |
Определение стратегии, управление процессами и
деятельностью,
в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных
организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений |
Решение задач развития области профессиональной
деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов
и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий |
Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации |
Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт |
8 уровень |
Определение стратегии, управление процессами и
деятельностью
(в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных
организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли |
Решение задач исследовательского и
проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов |
Создание новых знаний междисциплинарного и
межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности |
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт |
9 уровень |
Определение стратегии, управление большими
техническими
системами, социальными и экономическими процессами Значительный вклад в определенную область деятельности Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях |
Решение задач методологического, исследовательского и
проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности
процессов |
Создание новых фундаментальных знаний
междисциплинарного и межотраслевого характера |
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Дополнительные профессиональные программы Практический опыт |