В целях обеспечения достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет*, а также недопущения резкого увеличения размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Минобрнауки России разъясняет.
Федеральным законом разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации ( пункты 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций ( пункт 5 части 1 статьи 8 и пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей ( часть 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации ( постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П).
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом ( часть 2 статьи 65 Федерального закона). Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня ( пункт 34 статьи 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования ( часть 4 статьи 65 Федерального закона).
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации ( пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В контексте Федерального закона такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
Для реализации указанных мер поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 г. размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Одновременно органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется установить с 1 сентября 2013 г. средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует также обратить внимание, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования ( статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
О решениях, принятых в субъекте Российской Федерации по регулированию размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, и установлению мер поддержки семей, имеющих детей, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, Министерство образования и науки Российской Федерации просит проинформировать в срок до 1 июля 2013 г., заполнив формы, размещенные в личных кабинетах субъектов Российской Федерации, открытых в Единой информационной системе обеспечения деятельности Минобрнауки России.
Ответственный исполнитель - Юдкина Лариса Андреевна (e-mail: yudkina-la@mon.gov.ru, тел. (499) 237-66-84).
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
о решениях, принятых по
регулированию размера
родительской платы за присмотр и уход за
детьми, и
установлению мер поддержки семей, имеющих
детей, и организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования
Субъект Российской Федерации ______________________________
Форма 1
N п/п | на 1 сентября 2012 года | на 1 июля 2013 года | на 1 сентября 2013 года (прогноз) | Примечание* | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Средний размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (рублей на одного ребенка) | ||||
1.1. | в том числе по категориям родителей (законных представителей), которым размер родительской платы снижен (рублей на одного ребенка): | ||||
1.1.1. | |||||
... | |||||
1.1.N. | |||||
2. | Категории родителей (законных представителей), которые освобождены от родительской платы, в том числе: | X | X | X | |
2.1. | X | X | X | ||
... | |||||
2.N. | X | X | X |
Форма 2
N п/п | Меры поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования | Средний размер (рублей за одного ребенка) | Примечание* | ||
на 1 сентября 2012 года | на 1 июля 2013 года | на 1 сентября 2013 года (прогноз) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | |||||
... | |||||
N. |
Примечание: