131969551

Арбитражный суд Московской области
107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Москва
09 июля 2013 года Дело №А41-49883/12

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2013г.

Судья Арбитражного суда Московской области А.С.Шайдуллина
при ведении протокола судебного заседания секретарем Керимовой А.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело №А41-49883/12
по заявлению ФГУП "ВНИИФТРИ"
к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
третьи лица:
1) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,
2) ТУ ФАУГИ в МО,
3) ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области
о признании решения незаконным.,
при участии в судебном заседании: согласно протоколу,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (далее-заявитель, ФГУП "ВНИИФТРИ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского муниципального района о признании решения № 838 от 05.07.2012 незаконным, об обязании согласовать межевой план земельного участка общей площадью 4,4 га. с кадастровым номером 50:09:0000000:358.

Определением суда от 21.01.2013 произведена замена заинтересованного лица -Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского муниципального района на Администрацию Солнечногорского муниципального района (далее-заинтересованное лицо).

Определением суда от 21.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее- третье лицо-1), ТУ ФАУГИ в МО (далее- третье лицо-2), ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области (далее- третье лицо-3).

Заинтересованное лицо и третьи лица-1, 2, 3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, отзыв не направили. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей.

В соответствии с ч.2.ст.200 АПК РФ суд рассматривает дело при данной явке.

Протокольным определением суда от 08.07.2013 удовлетворено ходатайства заявителя об уточнении заявленных требований. Заявителем сформулированы уточненные требования в следующей редакции:

- признать незаконным решение Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в лице начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского муниципального района
Московской области от 05.07.2012 № 838;

- обязать Администрацию Солнечногорского муниципального района согласовать межевой план (согласовать границы земельного участка) с кадастровым номером 50:09:0000000:358.

Заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений.

Заслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в 1972г. на основании распоряжения Совета Министров РСФРС № 975-р от 13.05.1971г. и решения Исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся от 14.04.1971г. № 349/9 Всесоюзному научно-исследовательскому институту физико-технических и радиотехнических измерений был выдан Государственный Акт на право пользования землей, согласно которому в постоянное (бессрочное) пользование предприятию выделено 4,4 гектаров земли, согласно плану и описанию границ (т. 1 л.д. 58-62).

Пунктом 1.1 Устава ФГУП "ВНИИФТРИ" установлено, что ФГУП "ВНИИФТРИ" является правопреемником Государственного предприятия «Всесоюзный научно-исследовательскому институт физико-технических и радиотехнических измерений».

21.01.1972 сведения об участке были внесены в Государственный кадастр недвижимости, участку был присвоен кадастровый номер 50:09:0000000:358.

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от 18.07.2011г., его местоположением является Московская область, Солнечногорский район; граница участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.

В 2011-2012 году для уточнения границ и площади участка кадастровым инженером МУП «Кадастровое производство» был составлен межевой план.

18.06.2012г. ФГУП «ВНИИФТРИ» обратилось в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского района с заявлением о согласовании границ земельного участка (т. 1 л.д. 36) и приложило к заявлению межевой план.

07.09.2012г. заявитель подал жалобу в Солнечногорску городскую прокуратуру на бездействие Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского района.

Об отказе ГУП «ВНИИФТРИ» узнало из сообщения прокуратуры от 19.10.2012 года, после чего обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Письмом от 05.07.2012 года Управление Архитектуры (представлено заинтересованным лицом в судебном заседании) отказало в согласовании землеустроительной документации по уточнению границы земельного участка, в связи с тем, что границы испрашиваемого участка накладываются на границы земельных участков, сведения о которых имеются в Государственном кадастре недвижимости. При этом межевой план не был возвращен заявителю.

Представитель Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в ходе одного из судебных заседаний пояснил, что межевой план был потерян.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), способами защиты гражданских прав являются, в том числе: признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иные способы, предусмотренные законом.

Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу статьи 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Судом установлено, что заявитель является владельцем земельного участка площадью 4,4 га с кадастровым номером 50:09:0000000:358 на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из сведений Государственного кадастра недвижимости в отношении указанного участка следует, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Часть 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) указывает на то, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Документом, необходимым для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, является межевой план. Межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке (статья 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

Статьей 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что в межевой план включается акт согласования местоположения границ земельного участка (ч. 1), также к межевому плану в определенных случаях прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц (ч. 2). Такие документы являются неотъемлемой частью межевого плана. К межевому плану прилагаются возражения относительно согласования границ земельного участка (ч. 4).

Таким образом, межевой план является обязательным документом для постановки на кадастровый учет земельного участка, внесения изменений в ГКН в отношении уже существующего земельного участка, в том числе при уточнении его границ.

Согласно ст. 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Из земельного законодательства вытекает обязанность органа местного самоуправления согласовать и утвердить площадь и границы земельного участка по заявлению правообладателя, и по результатам согласования выдать утвержденный межевой план.

Указанная обязанность администрацией Солнечногорского муниципального района в лице его Управления Архитектуры и градостроительства выполнена не была.

Отказывая в согласовании границ и утверждении межевого плана, Управление Архитектуры ссылается на наличие пересечения границ.

Согласно ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или нормативному правовому акту, законности принятии оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Заинтересованное лицо не представило доказательств, подтверждающие наличие пересечения границ.

Такой отказ является незаконным и необоснованным, поскольку противоречит действующему законодательству. Кроме того, в случае наличия пересечения границ в согласованном органом местного самоуправления межевом плане, право и обязанность по не принятию такого межевого плана и отказ в кадастровом учете изменений принадлежат органу кадастрового учета.

Таким образом, установив, что оспариваемый ненормативный акт вынесен с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд считает, что заявленные требования обоснованы, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.

Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.

Взыскание с ответчика уплаченной заявителем в бюджет государственной пошлины возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходам.

Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.

Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Исходя из изложенного, с администрации подлежит взысканию в пользу общества государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 3739 от 30.10.2012.

Руководствуясь ст. ст. 110,167-170, 176, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в лице начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 05.07.2012 № 838.

Обязать Администрацию Солнечногорского муниципального района согласовать межевой план (согласовать границы земельного участка) с кадастровым номером 50:09:0000000:358.

Взыскать с Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области с пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Судья

А.С.Шайдуллина