http://usermanual.ru/arbitrazh/pravonarusheniye_akt_pravosposobnost_zaklyucheniye_obrashheniye_postanovleniye_pozitsiya

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва
02 апреля 2013г. Дело № А40-145078/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля  2013г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Игумновой А.В.

рассмотрел дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ОГРН 1035008854341, ИНН 5044000102, 141570, Московская область, Солнечногорский р-н, Менделеево)

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, 109012, г.Москва, Никольский переулок, дом 9)

Третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» (143421, Московская область, Красногорский р-н, дом 26 км автодороги Балтия, бизнес-центр «Рига Ленд», строение 2)

о признании незаконными решений от 10.09.2012г. № ПП-10/37707 в части отказа согласования межевого плана на земельный участок общей площадью 16343 кв.м

при участии: до объявления перерыва: 
от заявителя
  Выскубин А.А., доверенность № 01-14/7400 от 03.12.2012г.; 
от ответчика   Заляутдинов К.В., доверенность № Д-1075 от 27.12.2012г.;
третье лицо
Уварова Г.К., доверенность № 1 от 09.01.2013г.

после объявления перерыва: от заявителя   Выскубин А.А., доверенность № 01-14/7400 от 03.12.2012г.;
от ответчика
  Заляутдинов К.В., доверенность № Д-1075 от 27.12.2012 г.;
третье лицо
неявка, извещен

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, с учетом уточнения, о признании незаконным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.09.2012г. №ПП-10/37707, в части отказа согласования межевого плана на земельный участок общей площадью 16343 кв.м. и обязании Росимущество согласовать межевой план на земельный участок общей площадью 16343 кв. м., представленный ФГУП «ВНИИФТРИ» на основании государственного акта на право пользования землей серия А-1 №050456.

В судебном заседании от 20 марта 2013г. объявлен перерыв до 26 марта 2013г.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, просил суд удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, требования не признал, письменный отзыв не представил.

Представитель третьего лица не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии третьего лица в порядке ст. 123 АПК РФ.

Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

12 апреля 2012 года ФГУП «ВНИИФТРИ» представило в Территориальное управление Росимущества в Московской области на утверждение межевой план на земельный участок с присвоенным ему кадастровым номером 50:09:0100101:69.

14 июня 2012 года ТУ Росимущества в Московской области представило межевой план на согласование в центральный аппарат федерального агентства по управлению государственным имуществом (исх. № ИЛ/04-5981).

14 июня 2012 года межевой план после регистрации передан на исполнение в Управление земельного фонда (вх. № 84979).

12 октября 2012 года в адрес ФГУП «ВНИИФТРИ» поступил ответ от ТУ Росимущества в Московской области о том, что Росимущество письмом от 10 сентября 2012 года №ПП-10/3 7707 отказало в согласовании межевого плана в связи с уменьшением площади земельного участка.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Суд рассмотрев материалы дела установил следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»  Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно -исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (далее -ФГУП «ВНИИФТРИ») создано в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 1063-Р от 18 февраля 1955 года.

ФГУП «ВНИИФТРИ» находится в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года № 20-р.

Решением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 20 июля 1979 года № 905/18 ФГУП «ВНИИФТРИ» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 2,15 га (далее - земельный участок).

16 июля 1980 года на земельный участок ФГУП «ВНИИФТРИ» выдан Государственный акт на право пользования землей серии A-I № 050456.

В 2012 года ФГУП «ВНИИФТРИ» провело межевание земельного участка в соответствии с действующим законодательством с уточнением границ.

После уточнения границ, общая площадь земельного участка составила 16343 кв.м.

12 октября 2012 года в адрес ФГУП «ВНИИФТРИ» поступил ответ от ТУ Росимущества в Московской области о том, что Росимущество письмом от 10 сентября 2012 года №ПП-10/3 7707 отказало в согласовании межевого плана в связи с уменьшением площади земельного участка.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), относятся к документам, необходимым для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).

Из части 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).

Форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 12 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).

В частности, требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N 412.

Суд учитывает, что заявителем в материалы дела представлен межевой план  земельного участка, составленный МУП «Кадастровое производство», согласованный с Федеральным агентством лесного хозяйства, Московским бассейновым  водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов, т.е. с собственниками смежных земельных участков.

Суд учитывает, что в обосновании обжалуемого  отказа, ответчиком указано, что площадь земельного участка значительно уменьшилась. При этом, действующим законодательством и нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрены случаи уменьшения площади земельных участков границы которого подлежат уточнению.

В соответствии со ст65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Суд отмечает, что ответчиком  письменный отзыв или иные документы, подтверждающие законность и обоснованность вынесенного решения не представлены.

Из пояснений представителя ФГУП «ВНИИФТРИ» следует, что изменение произошло ввиду отсутствия на момент предоставления земельного участка точного согласования границ представленного земельного участка. Суд также учитывает, что согласно представленному заявителем плану земельного участка  в Солнечногорском районе Московской области общая площадь участка составляет 2,15 га. При этом исходя из примечания изложенного в плане участки №1 и №2 общей площадью  0,60 га. отводятся без исключения из земель Гослесфонда. Таким образом, изменения в площади испрашиваемого земельного участка произошли в связи с отсутствием при предоставлении земельного участка согласования с Гослесфондом. В свою очередь, в межевом плане МУП «Кадастровое производство» имеется согласование границ   земельного участка в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства

Согласно части 4 статьи 40 указанного Закона, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ, в силу части 5 статьи 40 Закона о кадастре, разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Кроме того, как разъяснено в пункте 1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Суд учитывает, что представленные ответчику  материалы межевого дела содержат полное описание границ, поворотных точек образуемого земельного участка, схему расположения земельного участка. На листе 12 межевого плана в Акте согласования местоположения границ содержит сведения о смежных землепользователях, их согласование границ. Уполномоченные должностные лица согласовали границы земельного участка, что подтверждается подписью этих лиц и печатями.

Таким образом, представленный на рассмотрение ответчику  межевой план содержит описание и границы земельного участка, согласованные со смежными земельными собственниками.

В целях восстановления нарушенного права заявителя, суд считает необходимым в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу согласовать межевой план земельного участка находящегося по адресу: Московская область, Солнечногорский район, составленный 10.04.2012г. МУП «Кадастровое производство».

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на ответчика

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.09.2012г. №ПП-10/37707, в части отказа согласования межевого плана на земельный участок общей площадью 16343 кв.м.

Обязать Федерального агентства по управлению государственным имуществом восстановить нарушенные права ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу согласовать межевой план земельного участка находящегося по адресу : Московская область, Солнечногорский район, составленный 10.04.2012г. МУП «Кадастровое производство».

Взыскать с Федерального агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, 109012, г.Москва, Никольский переулок, дом 9) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ОГРН 1035008854341, ИНН 5044000102, 141570, Московская область, Солнечногорский р-н, Менделеево) расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.

Судья: Д.Г.Вигдорчик