http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139678

ПРАВОВОЙ КАЛЕНДАРЬ

(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

1 ЯНВАРЯ

ЖКХ

Вступает в силу Закон о водоснабжении и водоотведении.

Закон определяет, в частности:

- основные понятия (например, абонент, водоотведение, водоснабжение, коммерческий учет воды и сточных вод, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, питьевая вода);

- полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения;

- порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

- содержание договоров горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, договора по транспортировке сточных вод;

- случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;

- порядок обеспечения качества питьевой воды, горячей воды и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения;

- виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.

Для отдельных положений Закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

В связи с принятием Закона внесены изменения в порядка 20 законодательных актов, среди которых, в частности, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, ТК РФ и др. Согласно изменениям, внесенным в НК РФ, реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иными специализированными потребительскими кооперативами, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, освобождается от уплаты НДС.

Также см. специальный выпуск правовых новостей "С 1 января 2013 г. изменятся правила осуществления водоснабжения и водоотведения".

(Федеральные законы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении")


Вводятся в действие предельные уровни тарифов на электро- и теплоэнергию, а также в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год.

В частности:

- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка;

- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

- предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

- предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

(Приказы ФСТ России от 09.10.2012 N 228-э/1, N 229-э/2, N 230-э/3 и N 231-э/4, от 25.10.2012 N 250-э/2)


СТРАХОВАНИЕ

С 1 января 2013 года не допускается заключение договоров ОСАГО без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Таким запретом дополнен Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Внимание! Советом Федерации ФС РФ одобрен законопроект N 56775-6, которым срок вступления в силу данного положения переносится с 1 января 2013 года на 1 июля 2014 года.

(Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


С 1 января 2013 года перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках, независимо от вида транспорта, за исключением метрополитена.

Вступает в силу Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон).

Законом определены, в частности:

- основные понятия (перевозка, страховой случай, страховщик, внеуличный транспорт, легкое метро, монорельсовый транспорт);

- порядок заключения, прекращения договора обязательного страхования;

- порядок определения страхового тарифа и страховой премии;

- порядок регулирования деятельности страховщиков единым общероссийским профессиональным объединением страховщиков;

- порядок возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

Также Законом установлено, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике и договоре обязательного страхования путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в сети Интернет.

Для отдельных положений Закона предусмотрены иные сроки вступления в силу (в частности, положения о контроле за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных Законом, вступят в силу с 1 апреля 2013 года, а положения о компенсационных выплатах - с 1 июля 2013 года).

Также с 1 января 2013 года вступают в силу изменения, внесенные в связи с принятием Закона, в том числе в Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и др.

В частности, КВВТ РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта дополнены нормами об ответственности перевозчика.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополнена положениями, согласно которым средства, полученные профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Законом, и предназначенные для финансирования компенсационных выплат, а также средства, полученные этим профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах, отнесены к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы (п. 2 ст. 251 НК РФ). Суммы отчислений в компенсационный фонд, формируемый профессиональным объединением страховщиков, отнесены к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности (п. 2 ст. 294 НК РФ).

Предельные значения страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1344.

(Федеральные законы от 14.06.2012 N 67-ФЗ и N 78-ФЗ)


Вступают в силу Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего.

Согласно указанным Правилам сумма страхового возмещения должна рассчитываться страховщиком путем умножения страховой суммы, указанной по такому риску в договоре страхования, на нормативы, выраженные в процентах. Данные нормативы зависят от характера и степени повреждения здоровья. Так, при полной потере легкого норматив страховой выплаты составит 60%, потере нижней конечности - 50% и т.д. При наличии различных повреждений нормативы суммируются.

Размер выплаты страхового возмещения в связи с инвалидностью определяется в зависимости от стойкого расстройства функций организма и группы инвалидности (I группа, а также дети-инвалиды - 2 млн. рублей; II группа - 1,4 млн. рублей; III группа - 1 млн. рублей).

Предусмотрено также, что выплата страхового возмещения в связи с установлением инвалидности производится в размере разницы между суммой страхового возмещения в связи с инвалидностью и ранее произведенной выплаты в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего.

(Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 N 1164 "Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего")


ГОСУСЛУГИ

Вступают в силу положения Закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которыми предусматривается создание государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Эта система предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Создание, ведение, развитие и обслуживание системы осуществляет Федеральное казначейство.

Одновременно вступают в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно изменениям в НК РФ, сведения, предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах дополнили перечень исключений из налоговой тайны. КоАП РФ дополнен положениями, согласно которым отсутствие информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах приравнено по правовым последствиям к отсутствию документа об уплате указанного штрафа.

Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

(Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе")


Расширен перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых через многофункциональные центры (МФЦ).

С 1 января 2013 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ, касающиеся использования МФЦ и в части предоставления информации об уплате госпошлины.

Указанными положениями внесены изменения в порядка 30 законодательных актов в следующих сферах общественных отношений: социальная защита населения, содействие занятости населения, имущественные отношения, осуществление предпринимательской деятельности, подтверждение гражданско-правового статуса, градостроительство, защита прав потребителей и др.

Основной целью внесенных изменений является предоставление заявителям возможности обращаться за государственными и муниципальными услугами в МФЦ, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" и получать результат такого обращения.

Так, например, через МФЦ теперь может осуществляться предоставление следующих услуг:

- прием жалоб потребителей (ч. 3 ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей");

- оформление паспорта гражданина РФ со сроком действия 5 лет (ст. 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

Изменения в законодательные акты в части предоставления информации об уплате госпошлины и иных платежей связаны с внедрением государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (см. подробнее).

(Федеральный закон от 28.07.2012 N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна")


МЕДИЦИНА

С 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Полномочия по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) передаются органам государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, в части утверждения порядка государственной регистрации медицинских изделий начинают применяться положения Закона, касающиеся разрешения обращения на территории РФ медицинских изделий, прошедших регистрацию в установленном порядке.

(Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", письмо Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 24-1/10/2-460, письмо Росздравнадзора от 23.11.2012 N 04И-1111/12 "О передаче полномочий по лицензированию медицинской деятельности")


Вступают в силу новые Правила предоставления платных медицинских услуг.

Указанные Правила предусматривают более четкое разграничение порядка и условий предоставления услуг бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, и платных медицинских услуг.

Определено содержание понятий "платные медицинские услуги", "потребитель" и др., установлена обязанность информирования граждан посредством размещения сведений на Интернет-сайте медицинской организации или на информационном стенде, в том числе, о перечне платных услуг с указанием цен и порядка их оплаты, о медицинских работниках, участвующих в оказании таких услуг, графике их работы. Детально прописаны требования к порядку заключения договора о предоставлении платных медицинских услуг и его содержанию. Установлена ответственность исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, и определен порядок осуществления контроля за оказанием платных медицинских услуг.

Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 N 27, которым были утверждены ранее действовавшие Правила предоставления платных медицинских услуг, признается утратившим силу.

(Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг")

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

С 1 января 2013 года МРОТ установлен в сумме 5 205 рублей в месяц.

По сравнению с предыдущим показателем (4 611 рублей) минимальный размер оплаты труда увеличивается на 594 рубля.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")


С 1 января 2013 года потребительская корзина в целом по Российской Федерации сформирована в новом составе и объемах.

С целью повышения качества питания увеличена норма потребления в среднем на одного человека в год в отношении мясопродуктов, рыбопродуктов, молокопродуктов, яиц, овощей, бахчевых и свежих фруктов, и снижена норма потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу растительному, маргарину и другим жирам.

Также установлены соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах от стоимости продуктов питания). Ранее непродовольственные товары были установлены в натуральных показателях.

Как и ранее, потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации будет устанавливаться не реже одного раза в 5 лет.

Соответственно, исходя из нового порядка определения потребительской корзины будет устанавливаться с 1 января 2013 года прожиточный минимум в Российской Федерации.

(Федеральные законы от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации")


С 1 января 2013 года изменяется порядок расчета среднего дневного заработка для целей исчисления пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

С указанной даты он определяется путем деления суммы начисленного заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей), на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на:

- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

- период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

(Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")


Увеличиваются размеры социальных выплат и пособий.

Так, в частности, с 1 января 2013 года:

- размер материнского капитала составляет 408 960,5 рубля (в 2012 году - 387 640,3 рубля);

- государственные пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные статьей 4.2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", должны быть проиндексированы на коэффициент 1,055;

- такой же размер индексации применяется для социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников составляет 18 378,1 рубля (17 420 рублей x 1,055);

- с применением коэффициента 1,055 должен быть проиндексирован размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2013 года.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 04.12.2012 N 1255 и N 1256, от 13.12.2012 N 1299)


Создается специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определено, что таким лицам региональными органами власти должны предоставляться однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. Данное положение справедливо для вышеуказанных лиц, не являющихся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также в случае, если вселение детей-сирот в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания названным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма может быть однократно заключен на новый пятилетний срок по решению регионального органа власти. Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается региональным законодательством.

Жилые помещения предоставляются детям по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В предусмотренных региональным законодательством случаях допускается предоставление жилых помещений детям-сиротам до достижения ими возраста 18 лет.

Установлено, что жилые помещения предоставляются в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным региональным законодательством.

Вышеуказанные лица не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

(Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций")


Получить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, теперь можно только при обращении в органы ПФР.

С 1 января 2013 года вводится заявительный порядок предоставления сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица: такие сведения будут представляться бесплатно, один раз в год, в течение 10 дней со дня обращения, способом, указанным застрахованным лицом при обращении в ПФР (в виде электронного документа, в том числе через Интернет, почтовым отправлением, через единый портал государственных (муниципальных) услуг).

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений")


1 января 2013 года вступают в силу изменения в Закон о НПФ, направленные на урегулирование правоотношений, возникающих в связи с их реорганизацией.

Устанавливаются эффективные механизмы реорганизации негосударственных пенсионных фондов, предусматривающие сбалансированный учет интересов фондов, а также их кредиторов и учредителей. В этой связи особое внимание уделено инструментам государственного контроля за реорганизацией НПФ, установлены дополнительные гарантии негосударственного пенсионного обеспечения застрахованных лиц.

Вводятся положения, определяющие порядок согласования процедуры реорганизации НПФ и информирования заинтересованных лиц о проводимой реорганизации, установлены особенности получения фондом лицензии на осуществление деятельности (в т.ч. по обязательному пенсионному страхованию), определены формы контроля и аудита отчетности НПФ.

(Федеральный закон от 12.11.2012 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах")

...............



Hosted by uCoz