Опубликовано
15 декабря
2011 г. Вступает в силу: 13 января 2012 г. |
Зарегистрирован
в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г. Регистрационный N 22540 |
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; Российская газета, 2011, N 201), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N
15785), с изменениями, внесёнными приказом
Министерства образования и
науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N
1241
(зарегистрирован Министерство юстиции Российской Федерации 4 февраля
2011 г., регистрационный N 19707).
Министр А. Фурсенко
Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных
актов
федеральных органов исполнительной власти", N 1, 02.01.2012.
Приложение
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Основная образовательная программа начального общего образования
реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и
внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами.
Основная образовательная программа начального общего образования должна
содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации основной образовательной программы начального
общего образования, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на
ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации основной
образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной
деятельности являются основными организационными механизмами реализации
основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в
имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении
разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы
начального общего образования.".
2. Пункт 19.1 дополнить подпунктом 4 следующего содержания: "4) общие
подходы к организации внеурочной деятельности.".
3. В пункте 19.3 слова "более 3210 часов" заменить словами "более 3345
часов".
4. Пункт 19.7 изложить в следующей редакции:
"19.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для
человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения
правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния
здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье
на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений
организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие
условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с
учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна содержать:
1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование
основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся на ступени
начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих
в ее основе;
2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению
безопасности и формированию экологической культуры обучающихся,
отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников
образовательного процесса;
3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с
обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и
безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и
оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ
обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного
учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и
экологической культуры обучающихся;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых
результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни обучающихся.".
5. Дополнить пунктами 19.10 и 19.11 следующего содержания:
"19.10. План внеурочной деятельности является организационным
механизмом реализации основной образовательной программы начального
общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через
такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы",
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательного процесса.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет
состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной
деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования
(до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся
и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает
план внеурочной деятельности.
19.11. Система условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта
(далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих
требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Система условий должна учитывать особенности образовательного
учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как
внутри системы образования, так и в рамках межведомственного
взаимодействия).
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических,
финансовых, материально-технических, а также учебно-методического к
информационного обеспечения;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
приоритетами основной образовательной программы начального общего
образования образовательного учреждения;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы
условий;
контроль за состоянием системы условий.".
6. Дополнить пунктом 28 следующего содержания:
"28. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования должны
обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного
процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ
дошкольного образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
педагогических и административных работников, родителей (законных
представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (сохранение и укрепление
психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и
безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде
и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического
самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения
(индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная работа, развивающая работа,
просвещение, экспертиза).".