garant.ru

Письмо
Министерства образования и науки РФ
от 12 сентября 2012 г. N ДЛ-150/08

"О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями"

В связи с участившимися обращениями учителей и руководителей общеобразовательных учреждений об увеличении количества запросов, поступающих в их адрес от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций (далее - органы и организации), Минобрнауки России сообщает.

С целью выявления реального количества запросов, поступающих в адрес учителей и руководителей общеобразовательных учреждений от органов и организаций, Минобрнауки России совместно с экспертными организациями и представителями Ассоциации директоров школ провело опрос общеобразовательных учреждений из 13 субъектов Российской Федерации: Калужской области, Чувашской Республики, Тамбовской области, Новгородской области, Кировской области, Республики Башкортостан, Владимирской области, Ставропольского края, Новосибирской области, Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы. Полученные данные выявили общие проблемы и тенденции, характерные и для более представительной выборки регионов.

По итогам опроса получены следующие результаты.

Основной объём запросов информации (60%) от общего потока документооборота общеобразовательных учреждений составляют:

разовые запросы, часто дублирующие статистическую отчётность, на представление количественной информации (например, численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях);

дублирующие запросы информации в рамках федеральных мониторингов ("Наша новая школа" и "Модернизация региональных систем общего образования");

запросы-отчёты о проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий (например, "День славянской письменности и культуры", акция "Внимание, дети!", "О профилактике наркомании" и другие);

неправомерные запросы по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции (отчёты успеваемости обучающихся за четверть или полугодие, планы воспитательной работы, отчёты о введении и использовании новых технологий в образовательном процессе и тому подобное).

Около 20% в общем объёме составляют запросы, связанные с плановыми и внеплановыми проверками общеобразовательного учреждения со стороны контрольно-надзорных органов.

Таким образом, 80% от общего количества запросов - это запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций.

Оставшиеся 20% запросов - это необоснованные запросы иных органов и организаций.

Ещё одним результатом опроса стало подтверждение тенденции ежегодного увеличения объёмов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчётности.

Отмечается также высокая загрузка учителя по представлению администрации общеобразовательного учреждения отчётной информации, касающейся широкого спектра вопросов, в том числе связанной с аттестацией учителя, а также подтверждением качества своей работы - сбором дополнительной информации в рамках введения новой системы оплаты труда.

Минобрнауки России обращает внимание, что государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы:

на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" представляют учредителю и общественности ежегодный отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о результатах самооценки своей деятельности;

ежегодно заполняют формы федерального статистического наблюдения в сфере общего образования в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, и на основании Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации";

представляют данные в рамках федеральных мониторингов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) и модернизации региональных систем общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования").

В дополнение к этому образовательные учреждения представляют также бухгалтерскую и статистическую отчётности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Неустановленные законодательством Российской Федерации или неурегулированные нормативными правовыми актами требования дополнительной информации от общеобразовательного учреждения следует считать необоснованными.

С учётом изложенного, а также в целях соблюдения установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий между органами, осуществляющими управление в сфере образования, и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования в части самостоятельности общеобразовательных учреждений Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению следующих мер:

1. Сбор информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией обучающихся: отчёт по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчёт об успеваемости, о пропусках учебных занятий и тому подобное, так как образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3 статьи 15 и подпункт 16 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании").

2. Запрос такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчёты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также учебных программ, образовательных программ, отчёты по участникам, победителям и призёрам различных олимпиад, конкурсов и тому подобное.

3. Сбор информации, не относящейся к реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями.

В целях сокращения объёмов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчётности Минобрнауки России со своей стороны планирует отказаться от дублирующих запросов в их адрес, а также унифицировать федеральные мониторинги ("Наша новая школа", "Модернизация региональных систем общего образования"). В течение года Министерство реализует введение в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, позволяющей консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную информацию об образовательных учреждениях.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, Минобрнауки России рекомендует:

1. Самостоятельно получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного учреждения в сети Интернет (пункт 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании").

2. Обеспечить открытость и доступность информации о проведённых общеобразовательным учреждением воспитательных, спортивных и иных внеурочных, внешкольных мероприятиях посредством её размещения на официальном сайте общеобразовательного учреждения в сети Интернет и её обновления (Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343).

3. Указать администрации общеобразовательных учреждений, что в случае получения ими неправомерных запросов и с целью пресечения такой практики необходимо направлять указанные запросы учредителю общеобразовательного учреждения.

4. Обеспечить при необходимости передачу информации, относящейся к реализации основных общеобразовательных программ в общеобразовательном учреждении и их результатам, в иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления через учредителя общеобразовательного учреждения.

5. Указать методическим службам разного уровня на неправомерность сбора информации в общеобразовательных учреждениях как на несвойственную им функцию, а также необходимость оказания ими услуг методического характера по закрепленным в правоустанавливающих документах вопросам.

6. Обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде в соответствии с письмом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. N АП-147/07.

7. Установить, при необходимости, локальными актами общеобразовательного учреждения разумный срок (не более 1 раза в полугодие) представления учителем администрации общеобразовательного учреждения информации о результатах качества работы в рамках введения новой системы оплаты труда.

8. Неукоснительно руководствоваться установленным порядком организации и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений в части их соответствия ежегодному сводному плану проведения плановых проверок, размещённому на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, и соблюдения их периодичности (статья 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

9. Обратить внимание администрации общеобразовательных учреждений на то, что плановые проверки органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении общеобразовательных учреждений проводятся не чаще 1 раза в год; плановые проверки органов, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности, - не чаще 1 раза в 2 года (постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью").

10. Обеспечить совмещение плановых проверок общеобразовательных учреждений органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с деятельностью комиссий по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году, действующих в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. N 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году".

11. Довести указанную информацию до органов местного самоуправления, взаимодействующих с общеобразовательными учреждениями, в том числе по вопросу защиты прав несовершеннолетних, а также до самих общеобразовательных учреждений. Провести необходимые совещания.

12. Провести работу со средствами массовой информации по данному вопросу.

Д.В. Ливанов


Обзор документа garant.ru
Школы надо освободить от лишней отчетности.
Минобрнауки России проанализировало ситуацию с отчетностью, представляемой общеобразовательными школами. Ее объемы и виды ежегодно увеличиваются. Возросла и нагрузка на учителей.
В связи с этим Министерство обращает внимание, что закон обязывает школы представлять следующие сведения. Это ежегодный отчёт перед учредителем и общественностью о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о результатах самооценки своей деятельности. Бухгалтерская и статистическая отчетность. Данные о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и модернизации региональных систем общего образования. Кроме того, школы обязаны представлять информацию о своей деятельности в органы госстатистики, налоговые органы и иным лицам в соответствии с законодательством России и своим уставом.
Министерство считает недопустимым сбор со школ сведений о текущей и промежуточной аттестации обучающихся; запрос планов работ методических объединений, отчетов о работе учителей-предметников, данных по участникам, победителям и призерам различных олимпиад и конкурсов. Также не обоснованы согласование учебных планов и программ; сбор информации методическими службами.
Со своей стороны Министерство планирует отказаться от дублирующих запросов в адрес школ, а также унифицировать федеральные мониторинги.
Региональным органам управления в сфере образования даны рекомендации по сокращению запрашиваемой у школ отчетности. Так, сведения о реализации общеобразовательных программ можно найти на сайте школы. Там же следует размещать информацию о проведенных внеурочных и внешкольных мероприятиях, сделав ее общедоступной. Необходимо перейти на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде. Все неправомерные запросы школам следует пересылать своему учредителю.
Для учителей должны быть установлены разумные сроки (не чаще 1 раза в полгода) подачи сведений о качестве работы в рамках введения новой системы оплаты труда.
Необходимо строго соблюдать периодичность проведения плановых проверок: госпожнадзор и госсанэпиднадзор - не чаще 1 раза в год, лицензирующий орган - максимум 1 раз в 2 года. При этом проверки госпожнадзора и госсанэпиднадзора целесообразно совместить с приемкой школ к новому учебному году.

Hosted by uCoz