Примерная
программа
комплексного учебного курса
«Основы
религиозных
культур и светской этики» (34 часа)
Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
4 класс, четвертая четверть (17 часов) | |||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |||||
Урок 1. Россия - наша Родина. | |||||
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа) | |||||
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. |
Урок
2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия |
Урок
2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия |
Урок
2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия |
Урок
2. Культура и религия |
Урок
2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. |
Урок
3. Священное Писание. |
Урок
3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание. |
Урок
3. Будда и его Учение |
Урок
3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». |
Урок
3. Культура и религия |
Урок
3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. |
Урок
4. Священное Писание и Священное Предание. |
Урок
4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия |
Урок
4. Будда и его Учение |
Урок
4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма |
Урок
4. Возникновение религий. Древнейшие верования |
Урок
4. Ценность родства и семейные ценности |
Урок
5. Во что верят православные христиане |
Урок
5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. |
Урок
5. Буддийский священный канон |
Урок
5. Патриархи еврейского народа. |
Урок
5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели |
Урок
5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. |
Урок
6. Что говорит о Боге и мире православная культура |
Урок 6 Священный Коран и Сунна как источники нравственности | Урок
6. Буддийский священный канон |
Урок
6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. |
Урок
6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака, |
Урок
6. Образцы нравственности в культурах разных народов |
Урок
7. Что говорит о человеке православная культура |
Урок
7. Общие принципы ислама и исламской этики. |
Урок
7. Буддийская картина мира. |
Урок
7. Исход из Египта. |
Урок
7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. |
Урок
7. Нравственный образец богатыря |
Урок
8. Христианское учение о спасении. |
Урок
8. Столпы ислама и исламской этики. |
Урок
8. Буддийская картина мира. |
Урок
8. Получение Торы на горе Синай. |
Урок
8. Хранители предания в религиях мира. |
Урок
8. Дворянский кодекс чести |
Урок
9. Добро и зло в православной традиции |
Урок
9. Исполнение мусульманами своих обязанностей. |
Урок
9. Добро и зло |
Урок
9. Пророки и праведники в иудейской культуре. |
Урок
9. Человек в религиозных традициях мира |
Урок
9. Джентльмен и леди |
Урок
10. Христианская этика. Заповеди блаженства |
Урок
10. Обязанности мусульман. |
Урок
10. Ненасилие и доброта |
Урок
10. Пророки и праведники в иудейской культуре. . |
Урок
10. Священные сооружения |
Урок
10. Государство и мораль гражданина |
Урок
11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. |
Урок
11. Обязанности мусульман. |
Урок
11. Любовь к человеку и ценность жизни |
Урок
11. Храм в жизни иудеев |
Урок
11. Священные сооружения |
Урок
11. Образцы нравственности в культуре Отечества |
Урок
12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду. |
Урок
12. Обязанности мусульман. |
Урок
12. Милосердие и сострадание |
Урок
12. Назначение синагоги и её устройство |
Урок
12. Искусство в религиозной культуре |
Урок
12. Мораль защитника Отечества |
Урок
13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. |
Урок
13. Обязанности мусульман. |
Урок
13. Отношение к природе |
Урок
13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал |
Урок
13. Искусство в религиозной культуре |
Урок
13. Порядочность. Интеллигентность |
Урок
14. Спаситель. Жертвенная любовь |
Урок
14. Для чего построена и как устроена мечеть. |
Урок
14. Буддийские святые. Будды |
Урок
14. Молитвы и благословения в иудаизме. |
Урок
14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. |
Урок
14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства |
Урок
15. Спаситель. Победа над смертью |
Урок
15. Мусульманское летоисчисление и календарь. |
Урок
15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. |
Урок
15. Добро и зло |
Урок
15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. |
Урок
17. Что значит «быть нравственным» в наше время? |
Урок
16. Творческие работы учащихся. |
Урок
16. Творческие работы учащихся. |
Урок
16. Творческие работы учащихся. |
Урок
16. Творческие работы учащихся. |
Урок
16. Творческие работы учащихся. |
Урок
16. Творческие работы учащихся. |
Урок
17. Подведение итогов |
Урок
17. Подведение итогов. |
Урок
17. Подведение итогов |
Урок
17. Подведение итогов |
Урок
17. Подведение итогов |
Урок
17. Подведение итогов. |
5 класс, первая четверть (17 часов) | |||||
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | |||||
Урок
18. Православие в России. |
Урок
18. Ислам в России. |
Урок
18. Буддизм в России |
Урок
18. Иудаизм в России. |
Урок
18. Религии России |
Урок
18. Добро и зло |
Урок
19. Православный храм |
Урок
19. Семья в исламе. |
Урок
19. Основы буддийского Учения и этики |
Урок
19. Основные принципы иудаизма. |
Урок
19. Религии России |
Урок
19. Долг и совесть |
Урок
20. Православный храм и другие святыни |
Урок
20. Нравственные основы семьи в исламе. |
Урок
20. Человек в буддийской картине мира. |
Урок
20. Основные принципы иудаизма |
Урок
20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
Урок
20. Честь и достоинство |
Урок
21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры |
Урок
21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим. |
Урок
21. Человек в буддийской картине мира. |
Урок
21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. |
Урок
21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
Урок
21. Смысл жизни и счастье |
Урок
22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) |
Урок
22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство. |
Урок
22. Буддийские символы |
Урок
22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. |
Урок
22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. |
Урок
22. Высшие нравственные ценности |
Урок
23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) |
Урок
23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие. |
Урок
23. Буддийский храм |
Урок
23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей |
Урок
23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
Урок
23. Идеалы |
Урок
24. Православный календарь, его символическое значение. |
Урок
24. Забота о здоровье в культуре ислама. |
Урок
24. Буддийские святыни. |
Урок
24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией. |
Урок
24. Религиозные ритуалы в искусстве |
Урок
24. Принципы морали |
Урок
25. Православный календарь. Почитание святых. |
Урок
25. Ценность образования и польза учения в исламе. |
Урок
25. Буддийский календарь |
Урок
25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. |
Урок
25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира |
Урок
25. Методика создания морального кодекса в школе. |
Урок
26. Православный календарь. Почитание святых. |
Урок
26. Ценность образования и польза учения в исламе. |
Урок
26. Праздники в буддийской культуре. |
Урок
26. Еврейские праздники: их история и традиции. |
Урок
26. Праздники в религиях мира. |
Урок
26. Нормы морали. Этикет. |
Урок
27. Православный календарь. Почитание святых. |
Урок
27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. |
Урок
27. Искусство в буддийской культуре |
Урок
27 Еврейские праздники:
их история и традиции. |
Урок
27. Семья, семейные ценности. |
Урок
27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против». |
Урок
28. Православный календарь. Праздники. |
Урок
28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. |
Урок
28. Священные буддийские сооружения |
Урок
28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. |
Урок
28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. |
Урок
28. Образование как нравственная норма |
Урок
29. Христианская семья и ее ценности. |
Урок
29. Искусство ислама. |
Урок
29. Отношение к природе |
Урок
29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. |
Урок
29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. |
Урок
29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1 | |||||
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | |||||
Урок
31. Подготовка творческих проектов |
Урок
31. Подготовка творческих проектов |
Урок
31. Подготовка творческих проектов |
Урок
31. Подготовка творческих проектов |
Урок
31. Подготовка творческих проектов |
Урок
31. Подготовка творческих проектов |
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. |
|||||
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
|||||
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)2 |