Игорь Дашков
Дата публикации
24 марта 2006 г.

Общение с властями предержащими - вообще экстремальный вид спорта, а в нашей стране особенно. Никогда не знаешь, что придет на ум человеку, имеющему хотя бы толику власти. Столкнувшись с хамством, непрофессионализмом, вымогательством и т. п., кто-то из нас махнет рукой и уйдет, кто-то подчинится от греха подальше... кто-то - и таких, пожалуй, меньшинство, будет отстаивать свои права. Конечно, в рамках одной книги невозможно описать все типы "народных обидчиков", все варианты поведения и "рецепты" противодействия беззаконному поведению. Главную задачу мы видим в том, чтобы побудить сограждан задуматься о необходимости отстаивать свои права.
А.Н. Тарасенкова, юрист

   Врач

Статистики утверждают, что от врачебных ошибок ежегодно погибает больше людей, чем от СПИДа. Между тем у нас в России отсутствует жесткое регулирование медицинской практики - и государственной, и частной. Нет у нас и саморегулирующих медицинских организаций, как у адвокатов или нотариусов.

Что будет, если врачебную ошибку совершит врач частной клиники? У клиники могут отозвать лицензию. А что будет, если то же самое случится в госучреждении? Скорее всего, ничего не будет - в худшем случае "крайним" будет врач, которого просто уволят. Поэтому давайте рассмотрим некоторые проблемы, которые возникают между пациентами и врачами государственной медицины.

Нескорая помощь

Наверное, всем нам знакома ситуация: срочно нужна медицинская помощь, звоним "03", диспетчер принимает вызов - и начинается мучительное ожидание. От чего зависит время прибытия врачей?

Для врачей "скорой помощи" существуют три категории вызовов. Первая - экстренные вызовы на места происшествия, а также тогда, когда существует реальная угроза жизни человека. Машина должна приехать не позже чем через 20 минут. Вторая - обострение хронических заболеваний, бригада приезжает через полчаса. И третья - условно называемые поликлинические случаи, вызов должен быть выполнен в течение часа. Категорию срочности вызова определяет диспетчер, принимающий звонок, задавая пациенту вопросы по специально разработанным вопросникам. Если вы считаете, что "скорая" не торопится и это реально создает угрозу вашей жизни, то жалуйтесь в свое окружное управление здравоохранения или главному врачу "скорой помощи" (телефон можно уточнить по "03").

Где полис?

Выездная бригада скорой медицинской помощи осуществляет:

немедленный выезд и прибытие к пациенту (или на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента и при наличии медицинских показаний транспортировку его в лечебно-профилактическое учреждение;

передачу пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру) стационара лечебно-профилактического учреждения.

Если же врачи "скорой помощи" начинают подменять собою, скажем, милицию (требовать паспорт, полис и т. д.), то вы можете позвонить "03", связаться со старшим врачом "скорой помощи" и сообщить ему об этом. (Кстати, не многие знают, что все вызовы, которые вы делаете по "03", записываются.)

Какова ответственность

Административная, дисциплинарная, уголовная и имущественная.

Куда жаловаться?

Главному врачу лечебного учреждения, в учреждение здравоохранения, в минздрав, в особо тяжелых случаях - прокуратуру.

   Госавтоинспекция

Оговорюсь сразу: писать по этому поводу можно очень много, плодотворно и с выгодой. (В этом достаточно убедиться, взглянув на книжные полки магазинов или ларьки со специальной литературой). Очевидно, что
описать все нюансы взаимоотношений автовладельцев и сотрудников Госавтоинспекции в рамках объемах нашей книги невозможно. Однако дать некоторые общие рекомендации вполне возможно. 

Вот они, эти общие рекомендации. Возьмите себе за правило возить в машине две полезнейшие книги - последнюю версию Правил дорожного движения и Административный кодекс. И, кстати говоря, прочитайте их с карандашом в руках. Ибо самое лучшее оружие в споре с сильным - знание своих прав и конкретные ссылки на нормы закона. Также было бы неплохо обзавестись тремя вещами - блокнотом, ручкой и диктофоном. Вообще нажимать на кнопку диктофона каждый раз, направляясь на встречу с представителями власти, - преотличнейшая привычка.

Итак, вас остановил сотрудник Госавтоинспекции. Почтительно осведомитесь о причинах остановки, запишите его фамилию, звание, должность и номер жетона. В общем-то вы вправе и не выходить из машины. Разумеется, ни в коем случае не грубите сотруднику инспекции, ведите себя корректно и с достоинством.

В случае если инспектор советует со своей стороны решить вопрос на месте, рекомендуется потребовать составления протокола. Можете сообщить о том, что придется обращаться в суд. Вполне возможно, что после этого всякие намеки прекратятся и вас отпустят с миром. Заранее выясните телефон управления собственной безопасности вашего региона - пригодится на случай угроз. Если дело принимает серьезный оборот, то звоните туда, а равно в службу спасения, друзьям и родственникам и громко, отчетливо назовите место, где вас остановили, фамилии сотрудников инспекции и номер их машины. Наконец, ни за что не соглашайтесь с протоколом о нарушении, которого вы не совершали, и не подписывайте пустой протокол (и вообще бланки), как бы вы ни торопились.

Правила поведения сотрудников Госавтоинспекции указаны в Наставлении по работе дорожно-патрульной службы (приложение к приказу МВД России от 20.04.99 N 297, рег. Минюстом России 30.04.99 N 1771).

   Призывная комиссия. военком

Не буду распространяться о том, где водится этот "зверь", каковы его повадки и кто с ним может столкнуться. Если вы заинтересовались этим пунктом, то вы все это прекрасно знаете без меня. Главная задача видится в
том, чтобы попытаться дать алгоритм обжалования действий должностных лиц, участвующих в процессе призыва на военную службу. Всех тонкостей, увы, охватить не удастся, но вы получите общее представление хотя бы о том, "куды бечь в случае чего".

Кто подлежит призыву?

Согласно статье 22 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Все попытки вовлечения в призывные мероприятия граждан до 18 лет или достигших возраста 27 лет незаконны.

Три пути

Как правило, используются три законных способа избежать призыва в армию:

отсрочка от призыва на военную службу;

освобождение от призыва на военную службу;

граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Нет смысла дублировать основания для отсрочки - обратитесь к статье 24 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Что же до отсрочки, то это временное освобождение гражданина от призыва на военную службу:

на ограниченный срок (см. отсрочки в связи с обучением в учебном заведении);

не имеющие сроков действия (наличие двоих детей).

И тем не менее гражданин, воспользовавшись отсрочкой, по-прежнему остается гражданином, подлежащим призыву на военную службу. (А военный комиссар при этом контролирует сохранение оснований для отсрочки.) Отсрочка предоставляется решением призывной комиссии, которое принимается только после медицинского освидетельствования.

Освобождение от призыва, напротив, носит постоянный характер (основания - статья 23 указанного закона). Гражданин может быть:

освобожден от призыва и зачислен в запас или

освобожден от исполнения воинской обязанности.

Права и правила

Решения районных призывных комиссий могут быть обжалованы в призывную комиссию субъекта РФ, которая в течение пяти дней обязана принять решение по жалобе (п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Решения призывных комиссий как районных, так и субъектов РФ могут быть обжалованы в районный федеральный суд по местонахождению призывной комиссии или по местожительству призывника.

Очень важно: согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подача жалобы на решение призывной комиссии (куда бы оно ни подавалось, в суд или в призывную комиссию субъекта РФ) приостанавливает исполнение оспариваемого решения призывной комиссии.

Это то, что говорится в законе. А вот ряд правил, которых рекомендуется придерживаться при общении с призывной комиссией, военкомами и т. д. Впрочем, эти правила применимы в общении и с иными представителями власти.

Правило N 0 - и самое, на мой взгляд, важное: назначьте доверенное лицо и оформите доверенность в любой нотариальной конторе. Никто не поручится за то, что вас не попробуют призвать силой.

Правило N 1: все обращения - только в письменной форме. Рекомендуется пользоваться услугами почты, вообще заказное письмо с уведомлением о вручении - отличный вариант!

Правило N 2: ответы от должностных лиц также должны поступать в письменном виде. Причем если ответа не последует в течение месяца, то это дает вам право обжаловать незаконное бездействие должностного лица в вышестоящем административном органе или в суде.

Правило N 3: храните у себя все копии всех документов.

Правило N 4: подлинники документов (особенно медицинских) всегда остаются у вас.

Правило N 5: подлинник паспорта в военкомат не носят. Сделайте ксерокопию. В вашем личном деле есть ваша фотография, а также прочие необходимые сведения.

Правило N 6: не рекомендуется ходить в военкомат одному. Помимо прочего в присутствии свидетелей должностные лица всегда ведут себя иначе.

Hosted by uCoz