После вырубки леса на участке между Клушино и Менделеево

http://nepilim.ru/index.php?view=article&catid=36%3Acontent-slider&id=68%3A-l-r-&tmpl=
component&print=1&layout=default&page=&option=com_content&Itemid=189

Перечень ценных природных объектов регионального значения, пересекаемых или попадающих в зону влияния проектируемой трассы «Москва-Санкт-Петербург» в Солнечногорском районе

Семенцова М.В. (НП «Прозрачный мир», ДОП МГУ), Аксёнов А.М. (ДОП МГУ)

Лесной массив в районе д. Клушино и пос. Менделеево («Клушинский лес»)

Расположение

Лесной массив расположен в Солнечногорском районе Московской области, между населенными пунктами Менделеево, Льялово, Жилино, Веревское, Клушино, Владычино, Пояркино, Пикино, Ржавки. С юго-запада массив граничит с Ленинградским шоссе и г. Зеленоград. С востока он имеет непосредственный контакт с лесами, примыкающими к озерам Нерское, Долгое, Круглое, с севера – с лесным массивом в окрестностях дд. Никольское и Бухарово. Фактически это все части единой, преимущественно лесной территории, малофрагментированной и практически ненарушенной по сравнению с прилегающими частями Московской области. По действующему лесоустройству описываемый массив относится к Сходненскому участковому лесничеству Дмитровского лесничества (кварталы 1-36).

Площадь: 2920 га

Охранный статус: Леса Сходненского участкового лесничества относятся к первому поясу санитарной охраны. Водоохранная зона р. Клязьма – 200 м.

Гидрологические объекты

К ним относятся р. Клязьма, лесные озера (Ржавкинская озерная группа), болота (в основном, окружают озера), а также родники и ключи.

Участок долины Клязьмы в этом месте по сохранности и представленности типов растительности можно сравнить только с истоками Клязьмы, при том, что указанный фрагмент долины находится более чем в 10 км ниже истока, а выше и ниже от него по течению находятся антропогенно преобразованные ландшафты. Хорошо выражена пойма, притеррасный склон, надпойменные террасы. На правом берегу Клязьмы ниже пос. Менделеево обнаружено несколько характерных провалов – овражков, открытых в сторону реки, возможно, они имеют карстовое происхождение.

В лесу расположено несколько озер, часть из них имеет ледниковое происхождение (Вагнер Б. Б. Реки и озёра Подмосковья. М.: Вече, 2006), другие возникли при проведении торфоразработок на болотах в первой половине 20 века. Самые известные из озер: Васино (Куроедово), Тумановское, Зубовское, Березкино.

Родники и ключи приурочены к долине Клязьмы, известны как на левом, так и на правом ее берегу. Всего насчитывается не менее 4 родников и 1 незамерзающий родниковый ручей (последний обнаружен нами 9 апреля 2011 года). Два родника (на левом берегу Клязьмы) описаны в краеведческой литературе (Балабанов И.В., Смирнов С.А. 500 родников Подмосковья, изд. 2-е, исправленное, М., 2006).

Растительность

Представлена в основном средневозрастными насаждениями, также имеются значительные участки старовозрастных лесов (80-90 лет, отдельные деревья ели 100 лет и более), что повышает природоохранную ценность всего массива. Среди древесных пород доминирует ель, на втором месте – сосна, встречаются береза (повислая, на заболоченных местах – пушистая), осина, ольха (черная и серая), липа (в основном в виде порослевого подроста, но есть и экземпляры, достигающие второго яруса), дуб. Последний вид отмечен как в подросте, так и единично в первом ярусе древостоя, в том числе найден один экземпляр в возрасте более 100 лет (на границе кварталов 21 и 28). Совместное произрастание разнообразных широколиственных пород и ели характерно для лесов, близких к коренным лесным сообществам центра Европейской части, практически уничтоженных или сильно преобразованных в ближнем Подмосковье.

В подлеске еловых лесов много лещины (преобладают крупные плодоносящие кусты), что создает благоприятные условия для краснокнижного вида – кедровки. Встречаются и другие виды растений, свойственные не хвойным, а широколиственным лесам – осока волосистая и пр. (квартал 27 и др.)

В долине Клязьмы (кварталы 9, 10, 14, 15) можно наблюдать непосредственное смыкание старых ельников (на склоне террасы) и участков, занятых черной ольхой (в пойме и в нижней части склона), что весьма необычно; также в пойме Клязьмы наряду с черной отмечена и серая ольха. Практически на всем протяжении от Менделеево до Клушино крутосклонная долина Клязьмы покрыта глухим старым лесом, только в районе моста (граница кв. 14 и 15) есть небольшие незалесенные участки – пойменные луга.

Вокруг озера Березкино (болото Пьяное) (квартал 28) развита типичная растительность верхового болота: осоково-сфагновая сплавина с сосной и болотными кустарничками (клюква, болотный мирт, голубика, багульник). Среди мхов присутствует сфагнум магелланский, характерный для ненарушенных верховых болот. По краю заболоченная котловина окружена березняками (из березы пушистой) и сосняками багульниковыми. В центральной части болота сохранились следы разработок (вероятно, довоенных) торфяного месторождения Пьяное (гряды и зарастающие каналы). Болото хорошо обводнено, не горело (следы низового пожара есть только в примыкающем к болоту сосняке багульниковом, но не на самом болоте). Следует отметить, что в Солнечногорском районе неосушенных верховых болот практически не осталось. Здесь же мы имеем дело фактически с эталонным объектом. Болото и озеро нуждаются в дальнейшем исследовании, с очень большой вероятностью здесь могут быть обнаружены редкие виды насекомых (бабочки из группы бореальных реликтов) и растений.

Животный мир

Как минимум трижды отмечен вид, занесенный в Красную книгу Московской области (2008), - кедровка:

1) Еремкин Г.С., Насимович Ю.А., 30 августа 1999 г., междуречье рр. Сходня и Клязьма (База данных Программы «Птицы Москвы и Подмосковья», Зоомузей МГУ) (в тот же день на том же маршруте Насимовичем найден козодой, занесенный в Приложение 1 к Красной книге Московской области).

2) Костин А.Б., 11 декабря 2000 г., на маршруте Поярково-Менделеево (База данных Программы «Птицы Москвы и Подмосковья», Зоомузей МГУ)

3) Семенцова М.В., Аксёнов А.М., 9 апреля 2011 г., кв. 28 Сходненского участкового лесничества, северо-западная окраина болота Пьяное, в еловом лесу, брачная песня.

Судя по всему, в Клушинском лесу обитает устойчивая гнездовая популяция кедровки.

В Красной книге для кедровки рекомендовано в качестве меры охраны сохранение всех оставшихся массивов зрелых хвойных и хвойно-широколиственных лесов с подлеском из лещины – фактически единственного биотопа, к которому она приурочена в области.

В мае 2006 г., по сообщению Н.М. Калякиной, в окрестностях пос. Менделеево встречен зеленый дятел (Красная книга Московской области, 2008). Это вид старых широколиственных и хвойно-широколиственных плакорных лесов и пойменных дубрав, распространение его в области крайне мозаично, в его типичных биотопах рекомендовано создание ООПТ.

Предполагается обитание трехпалого дятла (Красная книга Московской области) (он был встречен недалеко от д. Клушино – к югу от оз. Морозово) – много подходящих для него биотопов (зрелые ельники).

Исторические сведения

В окрестностях д. Клушино (к югу и к северо-западу от деревни) известны ценнейшие, практически неизученные археологические памятники каменного века: 3 неолитических стоянки ("Клушино. Стоянка 1", "Клушино. Стоянка 2", "Клушино. Стоянка 3") и 1 неолитическое поселение ("Клушино") (http://portal-zelenograd.ru/articles.php?pid=4, http://portal-zelenograd.ru/articles.php?pid=3). Археологами выяснено, что в поселении «Клушино» был центр изготовления каменных орудий. Все памятники расположены в пределах первой надпойменной террасы р. Клязьма. Проект трассы угрожает полным разрушением этих свидетелей древности.

Подробности см. по источникам: архив ИА № 10443, л. 12. б/н, археологические отчеты А.Н. Неклюдова за 1989 г. л. 9, 10; архив ИА № 10443, л. 13, 14. б/н, археологические отчеты А.Н. Неклюдова за 1988 г. л. 54, 58; архив ИА: № 104443, л. 14, 15. б/н, археологический отчет А.Н. Неклюдова за 1989 г. л. 10.

Известно, что в лесных окрестностях дд. Клушино, Ржавки в 1941 году разворачивались боевые действия против фашистских захватчиков. Ржавки были одним из рубежей обороны Москвы – дальше к югу враги не прошли. Бои на этом направлении в декабре 1941 г. были очень тяжелые, именно об этих местах была написана известная песня на музыку М. Фрадкина «У деревни Крюково погибает взвод…»… Клушино было захвачено и сожжено немцами, при этом жители нашли спасение, укрывшись в лесу – в том самом, который мы здесь обсуждаем.

На левом берегу р. Клязьма, рядом с д. Клушино, сохранились уникальные 100-летние посадки лиственницы, относящиеся ко времени, когда усадьбой в Льялове владел промышленник Морозов Н.Д.

На р. Клязьма у моста в районе лиственничной рощи – остатки мельничной плотины (была водяная мельница).

Прогнозируемое воздействие проектируемой трасса «Москва-Санкт-Петербург»

Трасса, согласно опубликованным в Интернете вариантам, рассекает данный лесной массив, условно называемый «Клушинский лес», практически посередине. Она проходит непосредственно по краю верхового болота, окружающего озеро Березкино, что приведет к изменению гидрологического режима и последующей деградации этого ценнейшего природного объекта Солнечногорского района. При пересечении трассой реки Клязьмы пострадает не только долинный комплекс, в этом месте имеющий уникальную для верховий Клязьмы сохранность, но и будет нанесен ущерб р. Клязьме ниже по течению.

При пересечении трассой р. Клязьма в Молжаниновском районе Москвы работы велись с грубейшими нарушениями водного законодательства (строительный мусор ссыпался в русло реки, рубились деревья в водоохранной зоне и т.д., имеются фото). При работах в Солнечногорском районе вероятно повторение того же «сценария».

Необходимо также отметить, что реализация проекта приведет к фрагментации «Клушинского леса». Между тем, одна из его ценностей как раз в том, что это это целостной крупный лесной массив, способный к самовосстановлению и саморегуляции (несмотря на антропогенный пресс и преобразованную среду вокруг массива), с высоким для пригородной зоны биоразнообразием, биотопами редких видов животных, с значительным рекреационным потенциалом. Все это в результате фрагментации массива будет утеряно, так как небольшие изолированные участки леса неспособны длительное время поддерживать себя и с течением времени деградируют, заменяются природно-антропогенными, а затем антропогенными сообществами.

......................
«Солнечногорский ФОРУМ» № 4 (33) 14.042011

Лес рубят...

Леса Солнечногорского района планируют вырубать для строительства трассы Москва-Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

(Окончание. Начало в № 3)

Под давлением общественности и в частности защитников Химкинского леса, в 2009 г. это Постановление было отменено. Но отменено со ссылкой на действие Постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 06.08.2007 N 1968 «Об утверждении проекта границ земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М10 «Россия»...», которое не содержит в приложении никаких схем проектного плана, утвержденного этим Постановлением. Таким образом, проект территориального землеустройства под трассу оказался недоступен для жителей района.

То, что цель этих проектов - захват земель лесного фонда для последующего использования под коммерческую деятельность, подтверждает и тот факт, что к реализации проектов привлечена французская компания Vinci, которая подавляющую часть прибыли от эксплуатации платных трасс в Европе получает не за счет стоимости проезда, а за счет доходов от эксплуатации придорожной инфраструктуры.

В прочем, простой экономический расчет показывает, что трассы в принципе нереально окупить за счет взимания только платы за проезд. Действительно, стоимость строительства участка трассы Москва-Санкт-Петербург от МКАД до Солнечногорска протяженностью 43 км, заявленная в «Программе деятельности Государственной компании Российские автомобильные дороги» (документ утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2146-р) составляет почти 60 миллиардов рублей. При объявленной стоимости проезда 3 рубля за километр, потоке 20000 автомобилей в сутки (в реальности, думается, будет еще меньше) получаем годовой доход от эксплуатации этого участка чуть менее миллиарда. Если считать, что обычная норма прибыли за вычетом накладных расходов на эксплуатацию составляет 10 % от дохода, то прибыль должна составить 100 миллионов рублей в год. Таким образом, трасса окупится за... 600 лет. Вот и становится понятным, что окупить трассу можно только за счет доходов от эксплуатации придорожной инфраструктуры, как это и делает привлеченная французская компания Vinci в Европе. А для этого нужны свободные земли вдоль трасс, В ближнем Подмосковье еще не поделены и не растащены только федеральные земли лесного фонда. Вот и ответ на вопрос, почему инвесторы решили проводить трассы именно по лесным землям. Они представляют такой лакомый кусок для крупного бизнеса и связанного с ним чиновничества.

В угоду хищническим планам чиновников и крупного бизнеса из лесного и экологического законодательства устраняются те последние нормы, которые хоть как-то могли защитить леса от варварского уничтожения. О внесении изменений в Лесной кодекс РФ, позволяющих использовать лесопарковые зоны для строительства, уже много говорилось и писалось как возмущенными жителями Химок, так и представителями экологических организаций. Но наступление на экологическое законодательство продолжается. В апреле 2010 г. Минприроды отменяет свои «Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов».

Дальше - больше. В декабре 2010 г. Минсельхоз отменяет свой документ «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов», который напрямую запрещал вырубку шириной больше 25 метров в лесах вышеперечисленных категорий. Это означает, что нормативно подготовлена база для строительства в лесах Солнечногорского района трасс Москва-Санкт-Петербург и ЦКАД, имеющих ширину только одного дорожного полотна около 50 м.

А как же старое Ленинградское шоссе, по которому будут ездить многочисленные дачники, ходить общественный транспорт, который не пустят на платную трассу? Еще немного цифр. Как следует из Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 848 с изменениями от 22.12.2010г., на реконструкцию автомобильной дороги М-10 "Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга должно быть выделено 8 миллиардов 421 миллион рублей. Выше уже сказано, что на 43 км платной автодороги до Солнечногорска планируется выделить около 60 миллиардов рублей. То есть на все 680 км старой Ленинградки выделяется денег в 7 раз меньше, чем на первые 43 км платной автодороги. Вот бы эти 60 миллиардов на реконструкцию старого Ленинградского шоссе! Может быть и нового шоссе не понадобилось бы?

В настоящее время на территории Солнечногорского района ширится движение против существующих проектов автодорог Москва - Санкт-Петербург и ЦКАД. Проводится сбор подписей под Обращением к Президенту России с просьбой разработать альтернативный проект скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург на участке 29-58 км от Черной грязи до Солнечногорска с максимальным использованием территорий и пространств, свободных от леса.

Озабоченность жителей разделяют и некоторые местные органы власти. Так, Совет депутатов городского поселения Менделеево Солнечногорского района принял решение поддержать инициативу жителей и обратиться к Президенту, Губернатору Московской области и в администрацию Солнечногорского района с предложением о рассмотрении возможности разработки альтернативного проекта прохождения трассы вдоль Ленинградского шоссе (Решение Совета депутатов № 17/7-10 от 22.12.2010 г.).

Торфяные пожары летом 2010 года, приведшие к чрезвычайной экологической ситуации в Московском регионе, явились прямым следствием непродуманной вырубки лесов и мелиоративной деятельности в Московской области. Вырубка лесов Солнечногорского района, также как уничтожение других немногочисленных оставшихся лесов Московской области, явится еще одним шагом к экологической катастрофе, отголосок которой мы уже услышали летом 2010 года.

Инициативная группа по сбору подписей под Обращением к Президенту России с просьбой разработать альтернативный проект скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург приглашает людей, неравнодушных к судьбе лесов Солнечногорского района, принять участие в сборе подписей. Соберите подписи у себя в доме, в подъезде, на работе, в садовых товариществах.

...........................

Михаил ВАСИЛЬЕВ
Hosted by uCoz