В последние годы путь на дачу для москвичей можно вполне приравнять к
подвигу. Но это еще не героизм. По расчетам транспортников, критической
ситуация на областных дорогах, если срочно не предпринять каких-то
действенных мер, станет уже к 2010 году. И сегодня потенциальным
покупателям недвижимости в Подмосковье стоит хорошо подумать, где
именно прикупить коттедж или земельный участок. Для их удобства
"Известия" совместно с дорожниками и риэлторами составили рейтинг
выездных столичных трасс с их проблемами и, главное, перспективами. В
том числе и финансовыми.
На
территории Московской области дорогами занимаются два основных
ведомства: Российское дорожное агентство (все магистрали - от М-1 до
М-10 - и обе "бетонки") и областной "Мосавтодор" (все остальные крупные
трассы, включая радиальные шоссе). Взяв за основу главные дороги
области, каждое из этих ведомств представило "Известиям" свой рейтинг.
В тройке лидеров они сошлись: самая аховая ситуация с пробками - на
Ленинградском, Щелковском и Минском шоссе.
Количество
полос на выезде из Москвы - 6. Расстояние от центра Москвы до
Московского малого кольца - 44 км. Количество ДТП - 411 в год. Основные
места заторов: от МКАД до "Шереметьево", Солнечногорска и Клина.
На
Ленинградском шоссе сразу за метро "Сокол" из-за небольшого сужения
машины попадают в огромную пробку, которая продолжается вплоть до МКАД.
После кольцевой в плотный поток вливаются еще машины с МКАД. Несколько
десятков светофоров и подмосковный город Химки "добивают" Ленинградку.
Пробка в этом направлении тянется до Зеленограда, откуда плотный поток
идет вплоть до Клина. Расширять Ленинградское шоссе возле Москвы уже
некуда, поэтому бороться с пробками там будут по старинке: с помощью
регулировщиков и выделения дополнительных реверсивных полос в
зависимости от времени суток. Зато от Химок власти решили построить
платную дорогу-дублер. Сначала концепция разрабатывалась "Мосавтодором"
и предполагала строительство дублера Ленинградки от Химок до Клина. Но
в связи с тем что пробки на Ленинградке сейчас есть на всем протяжении,
проект решили "удлинить", и работу над ним взяли на себя федеральные
службы. Уже известно, что протяженность дороги составит около 600
километров, за каждый из которых с автомобилистов будут брать около 1,5
рублей. Само строительство тоже выльется в копеечку, только стройка
участка МКАД-"Шереметьево-3" будет стоить около 1 млрд долларов.
Сейчас
проект находится в стадии разработки.
К проекту платной автотрассы Москва — Петербург начинают прицениваться частные инвесторы. Как стало известно “Ведомостям”, “стройкой века” заинтересовалась корейская Lotte Group. Чиновники уверяют, что вложить деньги в автобан стоимостью более $6 млрд жаждут не только корейцы.
Новая платная дорога Москва — Петербург пройдет в обход населенных пунктов и позволит водителям добираться из одной столицы в другую за четыре с половиной часа, рассказывает руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров.
Основным потребителем услуг новой трассы станут компании, доставляющие товары из санкт-петербургского порта в Москву, полагают чиновники. Автобаном будут пользоваться 90% грузоперевозчиков, если стоимость проезда по ней не превысит 1000 руб. за машину, полагает замдиректора транспортной компании “Трастфорум” Александр Нестеров. “Если туда-обратно можно будет съездить за сутки вместо двух или трех, это будет выгодно”, — объясняет он. К тому же существующая трасса разбита. “Все ездят и чертыхаются, — рассказывает Нестеров. — Наездив полгода на любой машине — что на нашей, что на иномарке, — приходится полностью ремонтировать подвеску”.
Новый автобан должен стать образцом частно-государственного партнерства. По замыслу чиновников как минимум половину инвестиций в ее строительство возьмут на себя частные инвесторы. В прошлом году Минтранс оценил стоимость проекта в 180 млрд руб. Окончательную цену вопроса определят “ГипродорНИИ” и Ernst & Young, выигравшие конкурс Минтранса. Подряд на строительство и права на эксплуатацию трассы чиновники собираются выставить на конкурс уже в декабре. По планам Минтранса, стройка начнется в 2006 или 2007 г. и продлится четыре-пять лет.
Хотя конкурс еще не объявлен, инвесторы уже начинают интересоваться деталями проекта. Представители Lotte Engineering & Construction потратили три недели на изучение действующей трассы, после чего выразили готовность к сотрудничеству, рассказывает Сергей Быстров, директор федерального госучреждения “Дороги России”, которое выполняет функцию госзаказчика строительства платных автотрасс. Факт переговоров с российскими властями о строительстве платной дороги Москва — Петербург подтвердил представитель офиса Lotte в Сеуле. По его словам, компания пока не приняла окончательного решения об участии в проекте.
“Для компаний, строящих платные дороги, интересны проекты с трафиком от 20 000 машин в сутки, — объясняет Быстров. — Мы же готовы предложить им трафик от 100 000 машин с ежегодным приростом на 3-7%”. Помимо собственно платы за проезд инвесторы смогут зарабатывать на торговых комплексах, отелях и рекламы вдоль трассы. Если на Западе нормальный срок окупаемости платной дороги — 20-25 лет, то в России окупаемость подобных проектов должна составить в среднем 15 лет, утверждает Быстров.
Lotte — не единственный претендент на участие в строительстве
автобана, утверждают чиновники. По словам Белозерова, проектом
интересуются турецкие компании и российские ФПГ. Их названия он не
раскрывает. Никто из отечественных инвесторов, опрошенных
“Ведомостями”, не признался в том, что жаждет вложиться в трассу между
столицами. У “Интерроса” и “Альфа-Эко”, по словам их представителей,
был интерес к созданию автобанов, но сейчас такие проекты не
рассматриваются. АФК “Система” два года назад решила сосредоточиться на
существующих направлениях развития, в которые дорожное строительство не
входит, напоминает советник президента группы Владимир Рудашевский.
17 декабря 2004 г.