Мало кто сейчас задумывается о значении названия Льялово. Большинство местных жителей, не говоря уж о зеленоградцах, получивших здесь в последние годы земельные участки, не знают, что истинную славу древнему Льялово создали не побывавшие или отдыхающие здесь политические деятели нашей страны: В.И. Ленин, СМ. Буденный, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов или Б.Н. Ельцин с В.С. Черномырдиным, а открытое в 1922 году в окрестностях села поселение каменного века Льяловская стоянка.
Неизвестно, сколько лет еще простоит на своем месте Льялово, может, со временем сольется с подступившим к нему поселком Менделеево а возможно, даже войдет в состав Зеленограда, но слава Льялово как родоначальника так называемой Льяловской археологической культуры останется навсегда!
Что означает термин «археологическая культура»? Это понятие введено историками для обозначения дописьменного периода истории человечества, который составляет в среднем 99,998% всей истории человечества и от которого не осталось ничего, кроме следов - остатков материальной деятельности человека. По ним производится реконструкция (воссоздание) жизни человеческого общества в данный период. В узком смысле под определенной археологической культурой понимается группа археологических памятников (стоянок, селищ, городищ и т.д.), имеющих культурное, хронологическое и территориальное единство.
Судьба открытия Льяловской стоянки и введения в научный оборот термина «Льяловская археологическая культура» довольно интересна.
Мы доподлинно не знаем, кто был первооткрывателем нашего знаменитого поселения каменного века: А.Н. Ильинский или Д.П. Мещеряков, но первоисследователями этой стоянки были археологи Б.С. Жуков и Б.А. Куфтин, а в 1951 г. А.Я. Брюсов оконтурил старый раскоп, общая площадь которого составляла 400 кв.м. К сожалению, от него не осталось ничего, кроме следующих координат у Б.А. Куфтина «...на левом берегу реки Клязьма, в 80 м от ближайшей к Льялово речной излучины». Теперь о самой Льяловской археологической культуре. Б.С. Жуков связал ее с культурой Прибалтики, более древней, чем культура Окского бассейна, к которой Б.А. Куфтин отнес наше поселение.
Б.С. Жуков утверждал, что это самый древний памятник эпохи неолита (нового каменного века) в Европе, позволяющий наметить пути ее заселения после освобождения от ледников. В действительности стоянка в Льялово по количеству находок является довольно бедной. Даже ближайшее к ней научно исследованное многослойное поселение каменного века «Льялово-3», на котором общая площадь раскопок пока не превысила 300 кв.м, дало гораздо большее количество предметов, относящихся к Льяловской археологической культуре. А таких стоянок и поселений в центральной России немало. Однако значение открытия Льяловской стоянки всё же велико.
Во-первых, она была древнейшим поселением, открытым до 70-х годов в Москве и Московской области.
Во-вторых, были проведены в Льялово раскопки на высоком методическом уровне, вскрыв площадь памятника не разрозненными шурфами, как было тогда принято, а единым раскопом. В-третьих, были привлечены к обработке материалов экспедиций квалифицированные специалисты. Так, пыльцу из торфа изучал пионер болотоведения в России В.С. Дохтуровский. Раковины моллюсков, встречающихся в культурном слое, описал ленинградский зоолог В.А. Лидгольм. Кости животных, убитых первобытными охотниками, определяли академики М.В. Павлова и М.А. Мензбир, а затем ведущий профессор МГУ А.Н. Формозов.
Теперь о значении Льяловской археологической культуры в деле изучения древней истории России. В настоящее время в Подмосковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре. Есть такие и на территории Зеленограда - на Северной промзоне и в районе Назарьево.
Понятие о Льяловской культуре возникло после раскопок Б.С. Жукова. Он видел в ней ранний этап в развитии неолита всей лесной зоны Восточной Европы. До недавнего времени из-за отсутствия точных датировок, осуществляемых с помощью радиоуглерода С-14, культура датировалась от конца 4 до середины 2-го тысячелетия до н.э. В настоящее время она стала датироваться древнее почти на 700 лет. Считалось, что прародиной Льяловской культуры было Волго-Окское междуречье. Некоторые специалисты высказывали мнение о происхождении Льяловской культуры с Украины.
Археологи М.Е. Фосс и А.Я. Брюсов в своих работах показали, что территориальное распространение этой культуры определено. Но о границах распространения льяловской культуры можно говорить лишь приблизительно. На юге и западе она в основном занимает бассейны рек Клязьма и Москва, на северо-востоке - в долине р. Костромы, на севере же доходит примерно до г. Ярославля. Поселения тяготеют к берегам рек и озер.
Характерной чертой Льяловской культуры является наличие кругло- и остродонных сосудов, украшенных орнаментом в виде ямок или отпечатков от штампа-гребня. Некоторые сосуды достигают высоты 50 см при диаметре 40 см. Ямочный орнамент обычно наносился с помощью окаменелостей-белемнитов - больше известных в народе как «чертовы пальцы».
Археологи находят на льяловских поселениях большое количество орудий, связанных с охотой, рыбной ловлей и домашним обиходом. Характерны крупные - от 10 до 20 см - наконечники дротиков, всевозможные скребки, ножи, проколки, сверла, а также так называемые «ложкарные изделия» для изготовления ковшей, ложек и т.д. Среди рубящих орудий преобладают тесла и долота. Орудия изготовлялись, как правило, из местного сырья, но в 1985 г. в районе Льялово-Менделеево, в так называемой Грачиной роще, случайно был обнаружен клад рубящих орудий и заготовок высококачественного кремня, сырья, привезенного купцами каменного века из-под современного г. Старица Тверской области, а может, даже из-под г. Гродно, что в Белоруссии. Орудия, а это, как правило, наконечники стрел, за их тщательность отделки можно назвать настоящими произведениями искусства, к тому же изготовленными в одном экземпляре. Из кости изготовлялись наконечники стрел, рыболовные крючки, украшения. Интересно, что у древних льяловцев, несмотря на их повседневную борьбу за выживание, находилось время и для создания художественных изделий. Так, на известной Льяловской стоянке найдена трубчатая кость, покрытая орнаментом, а на поселении «Льялово-3» - миниатюрная, длиной около 2,5 см, подвеска в форме топорика, изготовленная из сланца. Здесь же обнаружены разнообразные, обработанные человеком фигурные камни.
На льяловских поселениях выявлены и исследованы остатки построек, главным образом, круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Объемы жилищ различны, есть размером 140 кв.м, а в Ивановской области найдено жилище объемом в 200 кв.м. Здесь же были найдены, кроме каменных и костяных орудий, изделия из дерева: обломки лыж, лука, весел, а также берестяной кошель, сшитый с помощью тонкой нитки, сделанной из жилы. Обнаружено изделие из липового лыка в виде шляпы.
Остатки фауны на льяловских поселениях говорят о том, что льяловцы ели: лосей, кабанов, северного оленя, медведей, бобров, куниц, барсуков, зайцев, косуль, волков и выдр. Охотились они также на глухарей, тетеревов, куропаток, гусей, уток, лебедей, журавлей и цапель. Найдены кости сома (длиной до 2 м), осетра, стерляди, щуки, язя, леща, окуня, плотвы.
Несомненно, самым сложным вопросом является выяснение происхождения Льяловской культуры и ее роль в сложении других близких к ней археологических культур, в особенности на более отдаленных северных территориях Восточной Европы. На северо-востоке эта область доходит до Уральского хребта, на юго-востоке - до Волго-Камья. На западе она граничит с Нарвскими, Валдайскими и Неманскими археологическими культурами, на юге близка памятникам северо-восточной Украины, на севере совпадает с Карелией.
Долгое время считалось, что предшественниками, а значит, и прародителями льяловцев были люди так называемой Верхневолжской культуры. Это вроде бы и правильно, так как слои с остатками деятельности льяловцев находятся выше, чем верхневолжцев, живших в 6-3 тыс. до н.э. на этих же местах. В 1997 г. на поселении «Льялово-3» мне впервые удалось увидеть, что культурный слой верхневолжцев отделен от слоя льяловцев почти 1 м слоем торфа, который образовался как минимум за тысячу лет. То есть поселение верхневолжцев было затоплено водами древней Клязьмы, образовалось болото, торф, и на этом торфе уже поселились льяловцы! Таким образом, можно считать доказанным, что верхневолжцы не являются предками льяловцев. Прекращение существования Льяловской культуры произошло, как установили археологи, в результате поселения в местах их обитания племен так называемой Волосовской археологической культуры, которые как наиболее сильные ассимилировали часть льяловского населения, а других уничтожили.
Из наиболее интересных научно исследованных поселений Льяловской культуры в окрестностях Зеленограда следует отметить саму Льяловскую стоянку, поселение «Льялово-3» и поселение Мышецкое на озере Долгом.
Находки со знаменитой Льяловской стоянки хранятся в фондах главных музеев России - Госэрмитаже и Государственном историческом. В Зеленоградском же музее нет предметов с Льяловской стоянки, но его фонды обладают коллекцией находок с древнейшего в настоящее время на территории Москвы и северо-западного Подмосковья многослойного поселения «Льялово-3», где есть также предметы, относящиеся к Льяловской археологической культуре.
Несомненно и то, что история открытия Льяловской стоянки, ее изучения и выделения понятия «Льяловская археологическая культура» заслуживают того, чтобы ей был посвящен отдельный стенд в Государственном Зеленоградском историко-краеведческом музее, как это было в Государственном историческом музее.
А.Н. НЕКЛЮДОВ