Перечень «Сенеж» № 82 (12237) 9 ноября 2012 г.

Каждый ребенок имеет право на образование

Отказ в приеме ребенка в школу из-за отсутствия регистрации по месту жительства противоречит Конституции Российской Федерации.

В связи с поступающими запросами о правомерности отказа в приеме детей в школу из-за отсутствия регистрации по месту жительства прокуратура разъясняет, что подобные действия недопустимы, поскольку нарушается конституционное право гражданина на получение образования.

В соответствии со ст. ст. 19, 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 закона РФ «Об образовании» каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования вне зависимости от пола, национальности, происхождения, места жительства, а также других обстоятельств.

В силу ст. 3 закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией России и иными законами.

На основании ст. 31 закона РФ «Об образовании» к компетенции органов местного самоуправления относится не только организация предоставления общедоступного школьного образования и закрепление определенной территории за конкретным муниципальным образовательным учреждением, но и учет детей, подлежащих обучению в соответствующих учреждениях.

Согласно ст. 32 закона РФ «Об образовании», к полномочиям образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся в пределах оговоренной лицензией квоты.

Вместе с тем в соответствии со ст. 16 закона РФ «Об образовании», п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, в школу должен быть обеспечен прием всех детей, которые проживают на территории, закрепленной органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.

С учетом изложенного, преимущественное право на зачисление имеют дети, проживающие непосредственно в микрорайоне школы, не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Таким образом, действующее федеральное законодательство содержит гарантии получения детьми школьного образования непосредственно по месту своего жительства, не ограничивая их права и не ставя их реализацию в зависимость от наличия регистрации по месту жительства. Данные требования закона направлены на обеспечение доступности образования с тем, чтобы каждому ребенку был гарантирован прием в школу, находящуюся в непосредственной близости от места его фактического проживания. В соответствии со ст. ст. 28.1, 37 закона РФ «Об образовании» к полномочиям региональных органов государственной власти относится надзор и контроль за соблюдением законов в области образования образовательными учреждениями и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению соответствующих нарушений, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам местного самоуправления и контроль за их исполнением. В случае отказа в приеме ребенка в конкретную школу действия администрации образовательного учреждения могут быть обжалованы непосредственно в муниципальные органы управления образованием, в министерство образования области; бездействие указанных органов и должностных лиц - в прокурору района (города) по месту нахождения учреждения или в судебном порядке.

Мария ГАЛАБУРДА, помощник Солнечногорского прокурора

Hosted by uCoz