http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193070/

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 18 января 2016 г. N 16
О ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ "КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБРАЩАЕМОЙ НА РЫНКЕ, ПО РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТЕРЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов на основе системы управления рисками приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий" (приложение).

2. Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей руководствоваться Методическими рекомендациями "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".

3. Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (И.В. Зайцева), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту обеспечить внедрение Методических рекомендаций "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель А.Ю.ПОПОВА

Приложение
Утверждены
приказом Роспотребнадзора
от 18 января 2016 г. N 16

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ. 
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ
ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБРАЩАЕМОЙ НА РЫНКЕ, ПО РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТЕРЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МР

Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова, И.В. Брагина, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин, М.В. Хмура); ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения (Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.М. Чигвинцев, М.Р. Камалтдинов, Н.В. Никифорова, Э.В. Седусова, К.В. Романенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.Г. Костарев, В.А. Хорошавин, Л.Н. Акимова), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москва (Е.Е. Андреева), Пермский государственный национальный исследовательский университет (Д.А. Кирьянов, О.И. Голева), Пермский государственный медицинский университет (Т.М. Лебедева).

Введение

С целью установления безопасности пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах, осуществляющих транспортировку, хранение пищевой продукции и торговлю проводится выборочный отбор и лабораторный анализ проб пищевой продукции. Такой контроль является необходимым в связи с тем, что даже в условиях контроля производства продуктов питания с применением принципов ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) при выпуске продукции на рынок, до потребителя зачастую пищевая продукция доходит через ряд операций разгрузки-погрузки, складирования, хранения, раскладки на полках демонстрационных залов, в ряде случаев - обработки, упаковки и т.п. Как следствие, продукция может утерять ряд своих естественных свойств и приобрести новые, которые не всегда являются безопасными для потребителя.

Некачественной и опасной, т.е. способной нанести вред потребителю, признается пищевая продукция:

- не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией (далее именуется - нормативная и техническая документация);

- имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;

- не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;

- свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;

- маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;

- с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Любое из указанных несоответствий может являться причиной возникновения инфекционных или неинфекционных заболеваний потребителя. Кроме того, приобретение товара, не соответствующего требованиям законодательства, в ряде случаев приводит к его неиспользованию по назначению и соответствующим имущественным потерям приобретателя.

1. Область применения

1.1. Данные методические рекомендации предназначены для планирования мероприятий в рамках риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.2. Методические рекомендации устанавливают единый порядок классификации пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по критериям риска причинения потенциального вреда здоровью и имущественных потерь потребителей в случае нарушения обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.

1.3. Областью применения настоящих методических рекомендаций являются:

- отнесение продукции к тому или иному классу по риску причинения вреда здоровью потребителей и риску причинения имущественного вреда потребителю с учетом, в том числе, региональных особенностей потребления и социально-экономических условий жизни населения;

- определение требований к содержанию контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к периодичности и объему отбора проб продукции и их лабораторным исследованиям при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения пищевой продукции на потребительском рынке (объекты транспортировки, хранения, торговли и общественного питания).

1.4. Методические рекомендации не распространяются на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

1.5. Методические рекомендации предназначены для органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и надзор в сфере защиты прав потребителей, и их должностными лицами, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с обращением пищевой продукции и подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) и надзору в сфере защиты прав потребителей.

1.6. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение плановых проверок на объектах по производству продуктов питания, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.

2. Нормативные ссылки

2.1. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"

2.2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки"

2.3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

2.4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

2.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

2.6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

2.7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

2.8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 "Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении"

2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

3. Термины и определения

Безопасность - отсутствие недопустимого риска (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности правила включения в стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов")

Пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции").

Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов")

Вероятность - мера возможности появлении события, выражаемая действительными числами из интервала от 0 до 1, где 0 соответствует невозможному, а 1 - достоверному событию (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. П 3.6.1.4).

Вред здоровью - нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических факторов, заболевание, инвалидность, смерть (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека").

Вредное воздействие на человека пищевой продукции - воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Законопослушание - соблюдение законов, восприятие законов как нормы поведения (Конституционное право. Энциклопедический словарь М: Норма. 2001). Зд.: отсутствие нарушений требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и сфере защиты прав потребителей

Имущественные потери - финансовые потери потребителя, связанные с невозможностью использования уже приобретенного товара вследствие нарушения требований законодательства к безопасности продукции. Являются количественной характеристикой степени нарушения прав потребителей.

Класс опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь - характеристика продукции, установленная с учетом частоты нарушений законодательных требований к ее безопасности и тяжести последствий для здоровья человека и имущественных потерь.

Продукция, подлежащая надзору - определенный вид или группа пищевой продукции.

Выпуск продукции в обращение - первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю (ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков").

Выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Объект надзора - имущественный комплекс юридического лица (индивидуального предпринимателя) или его часть, определенный вид деятельности, реализуемый на данном имущественном комплексе, и/или результаты этой деятельности, в том числе продукция (ст. 12 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации"). Здесь - ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в сфере обращения пищевой продукции на рынке (транспортировка, хранение, торговля и др.).

Предмет надзора - пищевая продукция, находящаяся в обращении на потребительском рынке и подлежащая контролю и надзору при контроле соблюдения ЮЛ и ИП требований санитарного законодательства, технического регулирования и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Опасность - неотъемлемое свойство объекта или явления формировать негативный эффект для организма (популяции) в условиях экспозиции (Глоссарий ВОЗ Терминология в области оценки риска) или: потенциальный источник возникновения ущерба (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5)

Потенциальный риск причинения вреда здоровью, связанного с потреблением пищевой продукции - сочетание вероятности нарушения обязательных требований санитарного законодательства и связанных с ними нарушений здоровья человека и тяжести этих нарушений с учетом объема потребления пищевой продукции.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Риск - сочетание вероятности нанесения вреда (ущерба) и тяжести этого вреда (ущерба) (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты).

Риск для здоровья - вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания (Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду").

Санитарно-эпидемиологические требования - зд.: обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека пищевой продукции, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Устанавливаются санитарными правилами, техническими регламентами и иными нормативными документами (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1).

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) - осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на принятие мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности гражданами и организациями (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1).

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

7) ежегодную подготовку государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Частота - количество событий или их последствий за определенный период времени. Частота рассматриваться применительно к прошлым событиям или возможным будущим событиям как а вероятности события (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5). В данном документе используется для характеристики вероятности нарушений санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.

4. Общие положения

4.1. Классификации подлежат виды пищевой продукции, предусмотренные кодами ТН ВЭД, регламентируемые системой технического регулирования и законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, и обращаемые на рынке в рамках деятельности ЮЛ и ИП.

4.2. Потенциальный риск причинения вреда в настоящих методических рекомендациях рассматривается как следствие нарушений требований и нормативов, установленных для определенных видов пищевой продукции санитарным законодательством, техническими регламентами и законодательством в сфере защиты прав потребителей, выявленных в результате надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом частота нарушений требований законодательства рассматривается как мера законопослушания юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4.3. Пищевая продукция характеризуется двумя отдельными параметрами: потенциальным риском причинения вреда здоровью и потенциальным риском имущественных потерь потребителя.

4.4. Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью потребителя выполняется через анализ вероятности нарушения требований законодательства к безопасности продуктов питания, тяжести нарушения здоровья вследствие использования потребителем небезопасной пищевой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции в регионах страны, а также в целом по Российской Федерации.

4.5. Оценка риска имущественных потерь выполняется через учет продукции, изъятой из оборота, стоимостных характеристик этой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции. Принимается, что средняя по Российской Федерации доля пищевой продукции, изъятой из оборота в ходе контрольно-надзорной деятельности, репрезентативно отражает долю небезопасной продукции на потребительском рынке.

4.6. Отнесение продукции к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.

4.7. Для классификации отдельных видов пищевой продукции, обращаемых на потребительском рынке регионов РФ, используется шкала, предусматривающая деление на шесть классов по степени риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь, связанных с нарушением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей:

1 класс опасности - чрезвычайно высокий риск;

2 класс опасности - высокий риск;

3 класс опасности - значительный риск;

4 класс опасности - средний риск;

5 класс опасности - умеренный риск;

6 класс опасности - низкий риск.

4.8. Классификация видов пищевой продукции выполняется для отдельных регионов и в целом для Российской Федерации с учетом объемов и структуры потребления.

5. Методика классификации пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью потребителей

5.1. Информационной базой для классификации пищевой продукции являются результаты государственного санитарно-эпидемиологического контроля безопасности пищевой продукции, производственного контроля и социально-гигиенического мониторинга не менее чем за три года по всем регионам Российской Федерации.

Исходной информацией являются данные государственной ведомственной статистики по формам:

- Форма федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" (раздел 8 "Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов").

- Статистический бюллетень "Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации".

- Форма N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения".

- Данные о числе умерших по полу и возрасту (форма С-51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти".

5.2. Потенциальный риск причинения вреда здоровью вследствие употребления населением конкретного пищевого продукта (RIпищ), не соответствующего требованиям безопасности (т.е. нарушающих законодательные требования к безопасности), определяется по формуле:

RIпищ
=
Σ (pIi · uIi) · W 
(1)


i

где

pIi - вероятность нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки. В качестве фактора опасности рассматриваются все исследуемые в продукции в ходе контрольно-надзорных мероприятий химические вещества, микробные и паразитарные агенты, радиологические показатели, генномодифицированные организмы и т.д.;

uIi - относительный вред здоровью, формируемый нарушением санитарно-эпидемиологических требований к i-му фактору опасности пищевой продукции;

W - коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления различной пищевой продукции.

5.3. Частота (вероятность) нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки (pIi) определяется по данным формы 18 как отношение числа результатов исследований с нарушением требований и норм к общему числу исследований:

pIi  =  mi    (2)
ni

где

mi - число исследований пищевой продукции с превышением нормативного значения i-ого фактора в год;

ni - общее число исследований i-ого фактора в год.

Для оценки потенциального риска причинения вреда здоровью используется величина 95%-ного персентиля нарушений нормативов по каждому исследованному i-му фактору.

Величины pIi рекомендуется пересматривать один раз в три года, что позволит учитывать динамику общего улучшения или ухудшения ситуации в части безопасности продукции на потребительском рынке. Уровни pIi, полученные на основании обработки данных по всем субъектам Российской Федерации за 2012 - 2014 годы, приведены в приложении 1.

5.4. Для каждого вида пищевой продукции выполняется идентификация опасности (химическая, микробиологическая, паразитологическая, радиационная и др.) и устанавливаются вероятные виды нарушений здоровья, которые могут возникнуть при реализации указанных опасностей. Пример идентификации опасности для пищевой продукции приведен в приложении 2.

5.5. Относительный вред здоровью (uIi), связанный с нарушением i-го фактора конкретного пищевого продукта, определяется на основе моделирования причинно-следственных связей между относительной частотой выявления нарушения санитарных требований и нормативов к конкретному фактору и нарушениями здоровья потребителей.

Выявленные связи характеризуются коэффициентами регрессии (a)

5.6. Для каждого вида пищевой продукции относительный вред здоровью, связанный с нарушением i-го фактора, вычисляется как сумма коэффициентов регрессии, взвешенных по тяжести заболеваний или смерти:

uIi
 =
Σ  aik gk 
(3)


k

где

aik - коэффициент регрессионной модели, показывающий частоту нарушений здоровья по k-ой нозологической форме в случае отклонения i-го фактора от нормы;

gk - тяжесть k-ой нозологической формы.

Величины относительного вреда здоровью (uIi) для расчета риска при потреблении пищевой продукции, не соответствующей требованиям санитарного законодательства и технических регламентов, приведены в приложении 3.

5.7. Коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления видов пищевой продукции (W), определяется как отношение регионального фактического объема годового потребления продукции на одного жителя к среднероссийскому фактическому объему годового потребления продукции на одного жителя.

W  =  V    (4)
VРФ

где

V - региональное фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.);

VРФ - среднероссийское фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.).

Пример годовых величин потребления на 1 человека приведен в приложении 4.

5.8. Отнесение пищевой продукции к определенному классу по степени риска причинения вреда здоровью (степень потенциальной опасности) осуществляется с применением критериев, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация пищевых продуктов, обращаемых на потребительском рынке, о степени риска причинения вреда здоровью потребителя

Класс опасности Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью Диапазон значений потенциального риска причинения вреда здоровью
1 класс опасности Чрезвычайно высокий Более 1 * 10-1
2 класс опасности Высокий 10-2 < R ≤ 1 * 10-1
3 класс опасности Значительный 10-3 < R ≤ 1 * 10-2
4 класс опасности Средний 10-4 < R ≤ 1 * 10-3
5 класс опасности Умеренный 10-6 < R ≤ 1 * 10-4
6 класс опасности Низкий R < 10-6

5.9. Отнесение продукции к тому или иному классу является основанием для определения частоты, содержания и объемов исследований, в том числе лабораторных, при проведении контрольно-надзорных мероприятий (раздел 7).

6. Методика классификации пищевой продукции, обращаемой на рынке, по потенциальному риску имущественных потерь потребителя

6.1. Исходной информацией для классификации пищевой продукции по риску имущественных потерь потребителей являются данные государственной ведомственной статистики по формам:

- Форма федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" (раздел 8 "Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов").

- Статистический бюллетень "Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации".

- Среднедушевые денежные доходы по Российской Федерации.

- Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации.

- Величина прожиточного минимума в Российской Федерации.

- Величина прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации.

6.2. Потенциальный риск имущественных потерь возникает при обороте на рынке пищевой продукции, не отвечающей требованиям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. При расчете риска принимается, что потребитель, приобретая продукцию, не отвечающую требованиям законодательства, не сможет ею воспользоваться по назначению и, как следствие, понесет финансовые потери.

Риск имущественных потерь (RIIпищ) потребителя в результате нарушения требований законодательства к продукции определяется по формуле:

RIIпищ
=
 pII · uII · V 
 (5)

pII - вероятность приобретения потребителем небезопасной пищевой продукции, оценивается по доле продукции, изъятой в результате осуществления контрольно-надзорной деятельности;

uII - потенциальные имущественные потери от неиспользования единицы пищевой продукции (руб./кг, руб./л, руб./шт. и т.д.);

V - объем потребления пищевой продукции одним человеком в год (кг/год, л/год, шт./год и т.д.).

6.3. Доля изъятой продукции характеризует вероятность приобретения потребителем пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и приводящей к финансовым потерям. Доля изъятой продукции определяется как отношение объема изъятой в ходе контрольно-надзорной деятельности пищевой продукции к объему исследованной продукции.

6.4. Классификация пищевой продукции выполняется с использованием коэффициента риска имущественных потерь (K), который учитывает показатели региональных доходов населения, прожиточного минимума и потенциального риска имущественных потерь. Для отнесения пищевой продукции к определенному классу опасности по риску имущественных потерь выполняется расчет (K) по формуле:

K  =  RII ,   (6)
D-Dmin

где

D - среднерегиональный подушевой доход,

Dmin - региональный прожиточный минимум.

Принимается, что прожиточный минимум представляет собой предельный размер средств, при которых человек может продолжать обеспечивать свои минимальные потребности (пример данных - в приложении 5).

Значения критерия классификации видов пищевой продукции по степени риска имущественных потерь представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Классификация пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по риску имущественных потерь потребителей

Класс опасности Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью Коэффициент риска имущественных потерь
1 класс опасности Чрезвычайно высокий 2 < K
2 класс опасности Высокий 1 < K ≤ 2
3 класс опасности Значительный 0,5 < K ≤ 1
4 класс опасности Средний 0,1 < K ≤ 0,5
5 класс опасности Умеренный 0,05 < K ≤ 0,1
6 класс опасности Низкий K ≤ 0,05

Классификация учитывает, что в целом по Российской Федерации критическим является риск имущественных потерь на уровне 70 и более процентов доходов населения, поскольку доля прожиточного минимума в доходах населения составляет порядка 30%.

7. Использование классификации пищевой продукции по потенциальному риску причинения вреда здоровью при планировании надзорных мероприятий на региональном уровне

7.1. Отнесение пищевой продукции к конкретному классу опасности является основанием для определения содержания плановых проверок, в том числе лабораторных исследований пищевой продукции при проведении надзора и контроля ЮЛ и ИП, для которых установлена частота плановых проверок согласно действующим нормативно-методическим документам.

7.2. Продукция, относимая к категории чрезвычайно высокого риска, подлежит документарному и лабораторному контролю по максимально полному перечню факторов риска в 100% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.3. Продукция, относимая к категории высокого риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 100% плановых проверок по перечню факторов, определяемых по результатам предыдущих проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.4. Продукция, относимая к категории значительного риска, подлежит документарному и лабораторному контролю по минимально-достаточному перечню факторов риска в 100% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.5. Продукция, относимая к категории среднего риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 50% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.6. Продукция, относимая к категории умеренного риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 10% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.7. Продукция, относимая к категории низкого риска, подлежит документарной проверке по остаточному принципу, после обеспечения документарного и лабораторного контроля пищевой продукции более высокого класса по риску причинения вреда здоровью.

7.8. Результаты лабораторного контроля и выполненной на их основе оценки риска отдельных партий пищевой продукции для здоровья являются основанием для принятия решений об ограничительных мерах (вплоть до изъятия) в отношении данной продукции.

7.9. Методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в перечнях стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований соответствующих технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции.

В случае если в отношении проверяемой продукции соответствующие методики не внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В случае если в отношении проверяемой продукции внесено несколько методик в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, должна применяться методика с наименьшими минимальным пределом обнаружения и погрешностью измерений.

8. Информирование о рисках и путях их устранения

8.1. Система информирования о рисках продукции и путях их устранения включает в себя:

- информирование о рисках продукции и путях их устранения органов государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- информирование подконтрольных объектов надзора (контроля) - ЮЛ и ИП, обращающих пищевую продукцию - о потенциальных рисках пищевой продукции и дифференцированных правилах контроля;

- информирование населения о результатах применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

8.2. Результаты проведения проверок, включая показатели оценки риска:

- количество нарушений требований технического регулирования, санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных за последние 12 месяцев в отношении пищевой продукции;

- меры административного воздействия в виде штрафа, примененных за последние 12 месяцев;

- при согласии хозяйствующего субъекта - показатели ведения производственного контроля на объектах надзора должны размещаться на официальных сайтах территориальных органов Роспотребнадзора.


Приложение 1

ЧАСТОТА (ВЕРОЯТНОСТЬ) НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ В ХОДЕ ОДНОЙ ПРОВЕРКИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НАРУШЕНИЙ НА 1 ПРОВЕРКУ, 95% - ПЕРСЕНТИЛЬ)

Вид продукции Факторы опасности
Санитарно-химические показатели (в сумме) нитраты пестициды микотоксины токсичные элементы, в т.ч. мышьяк ртуть свинец кадмий паразитологические показатели микробиологические показатели патогенные микроорганизмы возбудители сальмонеллеза антибиотики радиоактивные вещества цезий-137
рыба, рыбные продукты и др. гидробионты 0,157
0,000
0,000 0,000 0,000 0,000 0,108 0,229 0,011 0,002 0,000 0,000 0,000

кулинарные изделия

0,167 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
0,127 0,005 0,001 0,160 0,000
кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии 0,217


0,000
0,000 0,000
0,542 0,000 0,000


хлебобулочные и кондитерские изделия 0,076
0,000 0,000 0,001 0,000 0,000 0,000
0,123 0,007 0,002


мукомольно-крупяные изделия 0,093
0,000 0,000 0,000
0,000 0,000 0,305 0,280 0,000 0,000


сахар 0,256


0,000

0,000
0,059 0,000



овощи, столовая зелень 0,080 0,088 0,001 0,000 0,017 0,000 0,000 0,014 0,028 0,190 0.018 0,000


картофель 0,053 0,055 0,000
0,015
0,000 0,013 0,030 0,213 0,016



бахчевые культуры 0,208 0,238 0,000 0,000 0,000

0,000 0,002 0,023




плоды 0,105 0,000 0,000
0,000
0,000 0,000 0,000 0,500 0,000



мясо и мясные продукты 0,077 0,000 0,000
0,000 0,000 0,000 0,000 0,015 0,112 0,018 0,011 0,027 0,000 0,000
ягоды 0,017 0,000 0,000
0,000
0,000 0,000 0,045 0,212 0,000



дикорастущие пищевые продукты 0,143 0,000
0,000 0,111 0,000
0,058
0,295 0,000

0,000 0,000
грибы 0,143


0,161 0,000 0,000 0,037 0,000 1.000 0,000

0,000 0,000
жировые растительные продукты 0,206

0,041 0,167
0,000 0,167
0,089 0,000



безалкогольные напитки 0,127 0,125 0,000
0,000
0,000

0,097 0,000 0,000
0,000
соки 0,045 0,000






0,110 0,000



алкогольные напитки и пиво 0,104
0,000 0,650 0,000 0,000 0,000 0,000
0,200 0,000



мед и продукты пчеловодства 0,333


0,000

0,000
0,114




продукты детского питания 0,218 0,000
0,000 0,000
0,000 0,000
0,088 0,001 0,000 0,000

консервы 0,264 0,000

0,000 0,000
0,000
0,046 0,000



птица и птицеводческие продукты 0,140
0,000
0,000

0,000
0,124 0,079 0,071 0,073

зерно и зернопродукты 0,048
0,000 0,000 0,000
0,000 0,000
0,103




минеральные воды 0,186 0,000

0,000



0,094 0,000

0,000
биологически активные добавки к пище 0,043

0,000 0,005 0,000 0,000 0,000
0,208 0,000 0,000 0,083

прочие 0,113 0,000 0,000 0,000 0,036 0,000 0,000 0,000 0,000 0,120 0,007 0,000 0,016

молоко, молочные продукты 0,081
0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
0,139 0,004 0,000 0,040 0,000 0,000
масложировые продукты 0,124
0,000 0,000 0,005 0,000 0,000 0,000
0,148 0,000 0,000 0,000


Приложение 2

ПРИМЕР ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Фактор опасности Нарушение здоровья, критические органы и системы Ссылка на литературу
Общий Конкретный
Молоко и молочные продукты
Микробиологический Lysteria monocitogenes Листериоз http://www.cdc.gov/foodsafety/specific-foods/listeria-and-food. html
http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00001316.htm
Food safety CDC
Campylobacter unknown Кампилобактериоз http://wwwn.cdc.gov/foodborneoutbreaks/
http://www.cdc. gov/mmwr/PDF/wk/mm5125.pdf
Food Safety
CDChttp://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00000104.htm
Campylobacteriosis Associated with Raw Milk Consumption - Pennsylvania
Salmonella typhimurium Сальмонеллез http://www.cdc. gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00000520. htm
Food Safety CDC
Escherichia coli Эшерихиоз Epidemiology of Escherichia coli
O157:H7 Outbreaks, United States, 1982-2002
Josefa M. Rangel, Phyllis H. Sparling,
Collen Crowe, Patricia M. Griffin, and David L. Swerdlow
Химический Свинец ЦНС; нервная система; кровь; процессы развития; системное действие; гормональная система http://www.hc-sc.gc.ca/ewh-semt/contaminants/lead-plomb/index-eng.php Risk management strategy for lead
Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на
- 2012. - N 12. - с. 3
Ртуть Иммунная система, почки, ЦНС, репродуктивная система, гормональная система Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
Кадмий Почки, гормональная система Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
Мышьяк Кожа, ЦНС, нервная система, ССС, иммунная система, гормональная система, ЖКИ Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
ГХЦГ Почки, органы пищеварения Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
ДДТ Болезни печени Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
http://vetfac.narod.ru/kielwein0milk/book045.htm
Остаточные вещества, токсические и радиоактивные элементы в
молоке
Афлатоксины Органы пищеварения Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
Радиационный Цезий-137 Рак "Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции". Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002
http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf
Стронций-90 Рак http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf
Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции. Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002
Йод-131 Рак "Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции". Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002
http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf
Рыба и рыбные продукты
Паразитол огический Нематоды семейства Anisakidae Анизакидоз
B81.0 Другие кишечные гельминтозы, не классифицированные в других рубриках (B81)
1. http://28.rospotrebnadzor.ru/direct/60.pdf
2. С.А. Алексеенко. Анизакидоз: проблемы диагностики и лечения // Фарматека. - 2009. - N 13. - С. 26 - 28.
Микробиологический D. latum Дифилоботриоз
B 70.0
В.Е. Поляков, И.А. Иванова, Н.Р. Полякова. Дифиллобориоз // Педиатрия. - 2007. - Том 86. - N 5. - С. 104 - 108.
Opisthorchis felineus Opisthorchis viverrini Описторхоз
B 66.0
1. http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/epid-otdel/44-epid- otdel/4913-2015-07-09-06-12-45.html
2. Описторхоз - природная опасность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Сост.: Ю.П. Мамонов, Е.Ю. Мамонова, М.Ю. Калинина. - Нижневартовск: НГГУ, 2008. - 18 с.
Clonorchis sinensis Клонорхоз
B 66.1
И.И. Брусенцов и др. Популяционно-генетический анализ и филогеография китайского печеночного сосальщика на территории России // Вестник Томского государственного Университета. Биология. 2013. - N 3(23). - С. 91 - 99
Metagonimus yokogawai Метагонимоз
B 66.8
Чертов А.Д., Дымин А.Д., Черемкин И.В. Клонорхоз и метагонимоз бассейна Верхнего и Среднего Амура (Амурская область) - Благовещенск, изд-во АГМА, 2006. - 102 с.
Химический
Полихлорированные бифенилы Болезни печени Н.Ф. Плотицына, Т.А. Зимовейскова. Хлорорганические пестициды и полихлорбифенилы в рыбах Баренцева моря
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd= 2&ved=0CCIQFjABahUKEwiDgsDi4enIAhVG_3IKHQ2mDCg&ur l=http%3A%2F%2Fwww.krc.karelia.ru%2Fdoc_download.php%3Fi d%3D3648%26table_name%3Dpubl%26table_ident%3D7232&usg =AFQjCNGKLawx-gWFzB6xFkGClqcNSSuP2g&cad=rjt
Ртуть Аутоиммунные нарушения здоровья Emily C. Somers, Martha A. Ganser, Jeffrey S. Warren, Niladri Basu, и др. Mercury Exposure and Antinuclear Antibodies among Females of Reproductive Age in the United States: NHANES
Ссылка: http://ehp.niehs.nih.gov/1408751/
Диоксины Заболевания репродуктивной сферы и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs225/ru/
Кадмий Риск развития: болезней мочеполовой системы (N00 - N29 по МКБ-10), Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00 - E90) 1. Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
Свинец Риск развития: болезней нервной системы, болезней крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, E00-E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ Лыжина А.В., Бузинов Р.В. Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Гистамин Риск развития: Синдром Хортона T61 Токсическое действие ядовитых веществ, содержащихся в съеденных пищевых морепродуктах 1. Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/info/96053/
3. B.T. Horton. A new syndrome of vascular headache: report of treatment with histamine: preliminary report. Proceedings of the Staff Meetings of the Mayo Clinic, Rochester, 1939; 14: 257 - 260.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
ДДТ Болезни печени E00 - E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
мышьяк Риск развития: L00 - L99 болезни кожи и подкожной клетчатки Болезни нервной системы G00 - G99,
Болезни системы кровообращения (I00 - I99), E00 - E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, (K00 - K93) Болезни органов пищеварения
Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.
Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.
- 2012. - N 12. - с. 3
2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих
окружающую среду.

Приложение 3

ВЕЛИЧИНЫ
ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ (uIi) ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ С НАРУШЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И НОРМАТИВОВ

Фактор опасности Доля проб, не соответствующих санитарно-химическим показателям Доля проб с нарушением нормативов по нитратам Доля проб с нарушением нормативов по пестицидам Доля проб с нарушением нормативов по микотоксинам Доля проб с нарушением нормативов по мышьяку Доля проб с нарушением нормативов по ртути Доля проб с нарушением нормативов по свинцу Доля проб с нарушением нормативов по кадмию Доля проб с нарушением нормативов по паразитологическим показателям Доля проб с нарушением нормативов по микробиологическим показателям Доля проб с нарушением нормативов по патогенным микроорганизмам Доля проб с нарушением нормативов по возбудителю сальмонеллеза Доля проб с нарушением нормативов по содержанию антибиотиков Доля проб с нарушением нормативов по возбудителю сальмонеллеза
Пищевая продукция
Рыба, рыбные продукты и др. гидробионты 0,1496 0,0047 0,0543
0,0963 1,5625 0,0747 0,0084 0,0811 0,0831 0,0131 0,0064

Молоко, молочные продукты 0,0449


0,0047 0,0276


0,0197 0,0044


Масложировые продукты 0,0127







0,0289
0,0013

Кулинарные изделия 0,0015







0,0004
0,2527

Кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии 0,1267


0,1223
0,0047

0,0437



Хлебобулочные и кондитерские изделия 0,0035
0,0609
0,0089

0,0089
0,0083 0,0000


Зерно и зернопродукты 0,0003







0,0000



Мукомольно-крупяные изделия 0,0156
0,0167
0,0060 0,5237 0,0117

0,0044 0,0001 0,0763

Сахар 0,1170 0,0057 0,0077
0,0023


0,0274 0,0002 0,0043


Овощи, столовая зелень 0,0717 0,0004 0,0511










Картофель 0,0067


0,0077
0,0057

0,0027 0,0010


Бахчевые культуры 0,0536


0,1791 0,5335
0,0000 0,0002 0,0043 0,0000 0,0011

Мясо и мясные продукты 0,0303
0,0005


0,0620

0,0000 0,0136


Жировые растительные продукты 0,0187

0,0006 0,0035

0,0000
0,0075



Консервы 0,0007


0,0003

0,0004
0,0003



Птица и птицеводческие продукты 0,0055

0,0009 0,0044

0,0010





Продукты детского питания 0,0415


0,0395



0,0279
0,0035

Плоды 0,0117







0,0087 0,0000


Ягоды 0,0418

0,0000




0,0129 0,0214


Дикорастущие пищевые продукты 0,0022












Грибы 0,0130


0,0047



0,0000 0,0004


Безалкогольные напитки 0,0304


0,0121 0,5972


0,0000



Соки 0,0298


0,0654



0,0183 0,0000 0,0005 0,0134
Алкогольные напитки и пиво 0,0220


0,0116 0,1916







Мед и продукты пчеловодства 0,0546


0,0100



0,0109 0,0250

0,0012
Минеральные воды 0,0357


0,0021
0,0053 0,0368
0,0046

0,0064
Биологически активные добавки к пище 0,0160

0,0020 0,0000 0,0287


0,0004



Прочие 0,0270


0,1627
0,0056

0,0397 0,0028



Приложение 4

ДАННЫЕ
О ФАКТИЧЕСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ РЯДА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2013 Г., КГ

Субъект РФ Картофель Масло Молоко Мясо Овощи Сахар Фрукты Хлебные
продукты
Российская Федерация 111 13,7 248 75 109 40 64 118
Центральный федеральный округ 106 14,2 233 83 101 44 68 117
Белгородская область 114 13,8 262 98 109 48 68 139
Брянская область 156 10,6 219 63 93 33 52 112
Владимирская область 127 11,0 210 60 134 36 55 117
Воронежская область 127 14,7 269 91 129 47 76 136
Ивановская область 84 12,0 181 57 91 29 61 110
Калужская область 115 12,1 223 75 95 31 57 109
Костромская область 113 8,4 194 43 130 26 45 101
Курская область 131 12,1 244 79 109 50 53 143
Липецкая область 119 12,4 232 76 104 55 73 144
Московская область 115 13,6 271 107 102 56 73 117
Орловская область 163 11,0 215 80 93 40 64 109
Рязанская область 116 12,0 244 64 84 36 58 117
Смоленская область 117 11,4 243 64 89 45 65 125
Тамбовская область 128 14,0 179 74 104 57 56 153
Тверская область 115 12,4 243 72 119 42 62 130
Тульская область 157 13,2 142 65 99 32 58 99
Ярославская область 108 15,1 246 86 125 48 50 100
г. Москва 68 17,3 224 83 88 41 75 108
Северо-Западный федеральный округ 84 12,4 277 75 92 38 66 102
Республика Карелия 117 11,8 238 73 89 42 50 116
Республика Коми 55 13,6 271 80 96 38 58 111
Архангельская область 78 13,4 169 66 83 40 65 110
Вологодская область 100 12,9 236 74 103 41 71 116
Калининградская область 115 13,1 268 95 118 43 83 106
Ленинградская область 90 11,9 293 78 97 40 59 116
Мурманская область 66 13,7 266 81 97 36 71 92
Новгородская область 128 13,8 271 74 114 40 65 112
Псковская область 82 11,5 285 86 92 36 54 99
г. Санкт-Петербург 72 11,7 315 71 81 36 67 89
Южный федеральный округ 99 15,1 236 77 145 43 81 122
Республика Адыгея 65 11,9 215 70 128 50 72 116
Республика Калмыкия 46 12,0 266 114 101 27 32 116
Краснодарский край 90 17,4 224 81 135 49 96 133
Астраханская область 117 11,5 215 81 165 42 70 132
Волгоградская область 134 12,5 203 76 168 34 79 124
Ростовская область 92 15,3 278 71 145 40 70 106
Северо-Кавказский федеральный округ 111 12,9 237 59 169 43 58 126
Республика Дагестан 92 9,3 243 40 231 39 70 123
Республика Ингушетия 126 9,6 182 54 84 40 39 129
Кабардино-Балкарская Республика 117 10,6 286 62 182 41 91 100
Карачаево-Черкесская Республика 163 13,2 353 66 113 38 37 133
Республика Северная Осетия - Алания 103 11,9 233 66 111 47 73 103
Чеченская Республика 91 10,3 223 58 109 41 42 126
Ставропольский край 128 19,4 214 76 165 50 46 141
Приволжский федеральный округ 123 14,7 281 71 105 38 60 114
Республика Башкортостан 110 15,2 312 77 87 41 49 122
Республика Марий Эл 190 13,1 269 92 136 40 46 136
Республика Мордовия 103 10,7 291 82 83 46 44 122
Республика Татарстан 167 17,0 364 80 88 42 70 123
Удмуртская Республика 137 9,7 267 70 111 32 59 116
Чувашская Республика 176 10,1 259 68 104 30 59 108
Пермский край 121 13,4 233 62 107 37 60 124
Кировская область 102 12,1 294 66 107 41 71 127
Нижегородская область 101 14,7 249 73 116 39 66 100
Оренбургская область 99 18,2 308 70 152 34 53 119
Пензенская область 137 12,5 229 75 92 36 65 101
Самарская область 120 14,3 242 64 108 39 68 110
Саратовская область 91 21,4 284 64 103 28 53 98
Ульяновская область 110 9,5 240 69 100 42 49 107
Уральский федеральный округ 108 13,2 213 72 92 40 67 124
Курганская область 99 10,6 286 73 123 38 71 119
Свердловская область 94 16,8 240 79 98 39 80 113
Тюменская область 106 12,5 190 59 77 46 58 135
Челябинская область 130 10,2 186 74 93 35 58 128
Сибирский федеральный округ 132 12,1 262 74 102 35 48 127
Республика Алтай 159 13,3 287 95 91 37 40 127
Республика Бурятия 100 12,0 264 68 72 31 36 118
Республика Тыва 98 10,3 188 59 40 25 21 136
Республика Хакасия 115 11,2 266 73 117 32 47 130
Алтайский край 145 13,8 335 74 102 39 53 166
Забайкальский край 106 11,4 247 72 88 33 55 115
Красноярский край 190 11,5 250 81 109 27 60 116
Иркутская область 125 13,0 199 70 83 33 38 108
Кемеровская область 130 10,2 224 74 80 34 49 124
Новосибирская область 110 9,9 287 68 131 36 45 124
Омская область 121 15,7 301 84 138 48 54 135
Томская область 123 13,8 262 68 96 34 36 119
Дальневосточный федеральный округ 125 12,4 196 79 110 37 66 117
Республика Саха (Якутия) 84 9,2 281 90 76 36 48 135
Камчатский край 79 13,7 173 77 108 36 58 101
Приморский край 132 13,1 156 79 122 40 76 106
Хабаровский край 141 11,6 206 81 121 35 77 121
Амурская область 144 14,1 178 66 117 36 59 133
Магаданская область 74 13,9 260 83 84 36 54 115
Сахалинская область 128 12,0 198 90 98 32 63 95
Еврейская автономная область 180 15,7 191 55 118 38 46 129
Чукотский автономный округ 67 21,7 101 51 35 43 18 63

Приложение 5

ПРИМЕР
ДАННЫХ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОМ ДОХОДЕ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ВЕЛИЧИНАХ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

(Приволжский федеральный округ, 2014 г.)

Субъект РФ Среднемесячный доход на душу населения, руб. Прожиточный минимум, руб. Доля прожиточного минимума в доходах, %
Республика Башкортостан 25 945 7 234 28
Республика Марий Эл 16 309 7 201 44
Республика Мордовия 16 089 6 997 43
Республика Татарстан 29 766 6 988 23
Удмуртская Республика 21 284 7 324 34
Чувашская Республика 16 648 6 988 42
Пермский край 28 528 8 185 29
Кировская область 20 354 7 641 38
Нижегородская область 27 952 7 454 27
Оренбургская область 20 805 6 971 34
Пензенская область 19 645 6 839 35
Самарская область 26 074 7 954 31
Саратовская область 18 031 6 932 38
Ульяновская область 21 706 7 298 34